Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

1модуль

Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Играем в театр» является частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения.
Модуль I «Основы театрального искусства» направлен на развитие основных
навыков и способностей самовыражения через слова. Развитие диапазона голоса, работа
над дыханием и дикцией, изучение логико-интонационных закономерностей - вот основные
задачи дисциплины. Речь любого актёра должна быть чистой, чёткой, внятной и
охватывающей глубину зала, это неотъемлемые качества, необходимые для сценической
деятельности. Однако они необходимы и в жизни, следовательно, их развитие благотворно
влияет и на внесценическую деятельность ребёнка. В первую очередь изучается сама работа
артикуляционной системы организма: мимика, дыхание, работа с тембром голоса. И в
последствии развиваются дикция, эмоциональная окраска речи, и т.д.
Срок освоения модуля «Основы театрального искусства» - 3 года.
Цель - развитие речевого и голосового аппаратов у учащихся для успешного
осуществления сценической деятельности.
Задачи модуля
Обучающие:
• Постановка правильного сценического дыхания;
• Развитие мимики, разработка мимических мышц лица;
• Получение навыков эмоционального окрашивания реплик.
Развивающие:
• Обучение детей работе с голосом, раскрытие его возможностей;
• Улучшение дикции, работа над правильной и выразительной речью.
Воспитательные:
• Развитие общей культуры речи.
Планируемые результаты освоения учащимися I модуля
Обучающие:
• Значение понятий «дыхательный аппарат», «артикуляция», «дикция»,
«скороговорение», «мимика» и «стихотворная речь»;
• Устройство и значение в работе актёра дыхательного, голосового и речевого
аппаратов, а так же артикуляционных мышц лица;
• Упражнения для разминки, необходимой чтецу перед выходом на сцену.
Развивающие:
• Правильно использовать дыхательный и голосовой аппараты для получения
оптимального звука во время работы на сцене;
• Управлять мышцами лица для отражения различных эмоциональных окрасов речи;
• Правильно и уверенно произносить реплики на сцене;
• Самостоятельно готовиться к выступлению с речевым материалом.
Воспитательные:
• Чётко и правильно произносить слова, а так же их сложные сочетания;
• Самостоятельно осуществлять расстановку смысловых ударений в предложениях
(репликах);
• Эмоционально окрашивать различными способами любые слова, словосочетания,
предложения, монологи.

Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации,
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Наглядные пособия:
- разработки бесед.
Дидактическое обеспечение:
- иллюстрации по сказкам;
- картинки на тему «Эмоции»;
- картинки по теме «Узнай сказку»;
- картинки для составления рассказов.
Первый год обучения
Учебно-тематический план
Номер
п/п

Название разделов, тем.

Количество часов.
Теория

Практика

Всего

1

Литературная деятельность

3

7

10

2

Культура и техника речи

2

6

8

3

Игровая деятельность

0

7

7

4

Промежуточная аттестация

1

1

21

26

Всего учебных часов

5

Календарно-тематическое планирование
Месяц

Тема

Часы

Содержание
Путешествие по
волшебному лесу с
Зайкой Коськой и
Ручейком,
используя конспект
занятия.
Упражнения на
артикуляцию и
дикцию, используя
конспект по
актёрскому
мастерству

Формы
контроля
наблюдение

Сентябрь

«Игровая
деятельность»

1

Сентябрь

«Культура и
техника речи»

2

Сентябрь

«Литературная
деятельность»

1

«Путешествие в
страну сказок»
(Машины сказки)

Октябрь

«Игровая
деятельность»

1

Октябрь

«Культура и
техника речи»

1

Игры по методике
«Бусоград», автор:
М.И. Родина.
Упражнения на
артикуляцию,
используя конспект
по актерскому
мастерству
Игры на развитие
моторно-слуховой
памяти,
пантомимики,
мимики,
расслабление
мышц
Дыхательные и
артикуляционные
упражнения,
используя конспект
упражнений по
актерскому
мастерству

выполнение
творческих
заданий
выполнение
творческих
заданий

Разучивание и
инсценировка
стихотворения в
переводе
С.Я.Маршака
«Перчатки»

Наблюдение

Ноябрь

«Игровая
деятельность»

1

Ноябрь

«Культура и
техника речи»

2

Ноябрь

«Литературная
деятельность»

2

выполнение
творческих
заданий

Беседа

выполнение
творческих
заданий

выполнение
творческих
заданий

Примечание

Декабрь
Декабрь
Январь
Январь

Февраль

«Культура и
техника речи»
«Игровая
деятельность»
«Игровая
деятельность»
«Культура и
техника речи»
«Игровая
деятельность»

1

1

1

1

1

Февраль

«Культура и
техника речи»

1

Февраль

«Литературная
деятельность»

1

Март

«Игровая
деятельность»

1

Март

«Литературная
деятельность»

3

Апрель

«Литературная
деятельность»

2

Май

«Литературная
деятельность»

1

Май

1

26

Дикционные и
интонационные
упражнения
Игры по методике
«Бусоград». автор:
М.И.Родина.
Игры по методике
«Бусоград». автор:
М.И.Родина.
Творческие игры
со словом.
Скороговорки

выполнение
творческих
заданий
выполнение
творческих
заданий
выполнение
творческих
заданий
Наблюдение

Этюды на
выполнение
выражение эмоций, творческих
жестов и
заданий
воспроизведение
черт характера
Речевая
выполнение
характеристика
творческих
персонажа.
заданий
Монолог и диалог
Знакомство со
сказкой о
Невоспитанном
мышонке
Сказочное
развлечение
«Волшебный
сундучок»
«Сказка о
Невоспитанном
Мышонке»
Распределение
ролей, репетиции и
выступление

Наблюдение

Игры с куклами
настольного театра
Би-ба-бо», театра
теней, разыгрываем
знакомые сказки,
стихотворения.
Интегрированное
занятие «Я помню!
Я горжусь!»
Промежуточная
аттестация

выполнение
творческих
заданий

Наблюдение

Наблюдение

выполнение
творческих
заданий

Второй год обучения
Учебно-тематический план
Номер
п/п

Название разделов, тем.

Количество часов.
Теория

Практика

Всего

1

Литературная деятельность

3

7

10

2

Культура и техника речи

1

4

5

3

Игровая деятельность

0

2

2

4

Промежуточная аттестация

2

2

15

19

Всего учебных часов

4

Календарно-тематическое планирование
Месяц

Тема

Часы

Содержание
Игры по актерскому
мастерству. Сценка
«Вежливые слова»
Правила гигиены
голоса; артикуляция
и дикция.
Используем
конспект по
актёрскому
мастерству

Формы
контроля
наблюдение

Сентябрь

«Игровая
деятельность»

1

Сентябрь

«Культура и
техника речи»

1

Сентябрь

«Литературная
деятельность»

1

Моя любимая сказка

Беседа

Октябрь

«Культура и
техника речи»

1

Скороговорки

Беседа

Октябрь

«Литературная
деятельность»

1

Литературные
жанры

Беседа

Ноябрь

«Культура и
техника речи»

1

Речевая
характеристика
персонажа

Беседа

Ноябрь

«Литературная
деятельность»

1

Этюды по сказке
«Три поросенка»

Декабрь

«Литературная
деятельность»

1

Театральные
термины

выполнение
творческих
заданий

Наблюдение
Беседа

Примечание

Декабрь

«Игровая
деятельность»

1

Декабрь

Промежуточная
аттестация

1

Январь

«Литературная
деятельность»

1

Знакомство детей с
новым
литературным
произведением, со
сказкой
К.И.Чуковского
«Муха-Цокотуха»

Январь

«Литературная
деятельность»

1

Февраль

«Культура и
техника речи»

1

Характеристика
литературного героя
по сказке «МухаЦокотуха»
Творческие игры со
словом

Февраль

«Литературная
деятельность»

1

Март

«Литературная
деятельность»

1

Апрель

«Культура и
техника речи»

1

Апрель

«Литературная
деятельность»

1

Май

«Литературная
деятельность»

1

Май

Промежуточная
аттестация

1

19

«Волшебные игры с
Феей Бусинкой»

Знакомство детей с
театральными
профессиями
Роль актёра в театре
Упражнения на
снятие мышечного
напряжения, осанку,
используя конспект
по актерскому
мастерству
Знакомство
с
историей праздника
«Вербное
воскресенье»
Интегрированное
занятие «Я помню! Я
горжусь!»

Наблюдение
выполнение
творческих
заданий
Беседа

Беседа

выполнение
творческих
заданий
Беседа
Беседа
выполнение
творческих
заданий

Беседа

выполнение
творческих
заданий

Третий год обучения
Учебно-тематический план
Номер
п/п

Название разделов, тем.

Количество часов.
Теория

Практика

Всего

1

Литературная деятельность

2

7

9

2

Культура и техника речи

2

4

6

3

Игровая деятельность

0

2

2

4

Промежуточная аттестация

2

2

15

19

Всего учебных часов

4

Календарно-тематическое планирование
Месяц

Тема

Часы

Задачи

Формы
контроля
наблюдение

Сентябрь

«Игровая
деятельность»

1

Волшебные игры
Феи Бусинки

Сентябрь

«Культура и
техника речи»

2

Правила гигиены
голоса; артикуляция
и дикция. Конспект
по актерскому
мастерству

выполнение
творческих
заданий

Сентябрь

«Литературная
деятельность»

2

Этюды М.Чехова на
выражение
различных эмоций:
«Потерялся»,
«Котята»,
«Маленький
скульптор»,
«Часовой», «Робкий
ребенок», «Повар
лгун»

выполнение
творческих
заданий

Октябрь

«Игровая
деятельность»

1

Игры с бабушкой
Забавой. Занятие на
развитие навыков
общения и
взаимодействия
детей в игре

Наблюдение

Примечание

Октябрь

«Культура и
техника речи»

2

Творческие игры со
словом

Октябрь

«Литературная
деятельность»

2

Этюды М.Чехова на
внимание, веру,
наивность,
фантазию,
атмосферу

Ноябрь

«Культура и
техника речи»

2

Скороговорки на
проблемные звуки

Беседа

Декабрь

«Литературная
деятельность»

1

Знакомство с
творчеством К.И.
Чуковского,
просмотр видео-книг
и обсуждение

Беседа

Декабрь

Промежуточная
аттестация
«Литературная
деятельность»

1
Беседа

Май

«Литературная
деятельность»

1

Май

«Литературная
деятельность»

2

Знакомство с
историей праздника
«Вербное
воскресенье»
Интегрированное
занятие «Я помню! Я
горжусь!»
Знакомство с
творчеством И.
Крылова. Сочиняем
басню сами

Май

Промежуточная
аттестация

1

Март

1

19

выполнение
творческих
заданий
выполнение
творческих
заданий

Беседа

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

На сайте используются файлы cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.