Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Играем в театр» является частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения.
Модуль I «Основы театрального искусства» направлен на развитие основных
навыков и способностей самовыражения через слова. Развитие диапазона голоса, работа
над дыханием и дикцией, изучение логико-интонационных закономерностей - вот основные
задачи дисциплины. Речь любого актёра должна быть чистой, чёткой, внятной и
охватывающей глубину зала, это неотъемлемые качества, необходимые для сценической
деятельности. Однако они необходимы и в жизни, следовательно, их развитие благотворно
влияет и на внесценическую деятельность ребёнка. В первую очередь изучается сама работа
артикуляционной системы организма: мимика, дыхание, работа с тембром голоса. И в
последствии развиваются дикция, эмоциональная окраска речи, и т.д.
Срок освоения модуля «Основы театрального искусства» - 3 года.
Цель - развитие речевого и голосового аппаратов у учащихся для успешного
осуществления сценической деятельности.
Задачи модуля
Обучающие:
• Постановка правильного сценического дыхания;
• Развитие мимики, разработка мимических мышц лица;
• Получение навыков эмоционального окрашивания реплик.
Развивающие:
• Обучение детей работе с голосом, раскрытие его возможностей;
• Улучшение дикции, работа над правильной и выразительной речью.
Воспитательные:
• Развитие общей культуры речи.
Планируемые результаты освоения учащимися I модуля
Обучающие:
• Значение понятий «дыхательный аппарат», «артикуляция», «дикция»,
«скороговорение», «мимика» и «стихотворная речь»;
• Устройство и значение в работе актёра дыхательного, голосового и речевого
аппаратов, а так же артикуляционных мышц лица;
• Упражнения для разминки, необходимой чтецу перед выходом на сцену.
Развивающие:
• Правильно использовать дыхательный и голосовой аппараты для получения
оптимального звука во время работы на сцене;
• Управлять мышцами лица для отражения различных эмоциональных окрасов речи;
• Правильно и уверенно произносить реплики на сцене;
• Самостоятельно готовиться к выступлению с речевым материалом.
Воспитательные:
• Чётко и правильно произносить слова, а так же их сложные сочетания;
• Самостоятельно осуществлять расстановку смысловых ударений в предложениях
(репликах);
• Эмоционально окрашивать различными способами любые слова, словосочетания,
предложения, монологи.
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации,
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Наглядные пособия:
- разработки бесед.
Дидактическое обеспечение:
- иллюстрации по сказкам;
- картинки на тему «Эмоции»;
- картинки по теме «Узнай сказку»;
- картинки для составления рассказов.
Первый год обучения
Учебно-тематический план
Номер
п/п
Название разделов, тем.
Количество часов.
Теория
Практика
Всего
1
Литературная деятельность
3
7
10
2
Культура и техника речи
2
6
8
3
Игровая деятельность
0
7
7
4
Промежуточная аттестация
1
1
21
26
Всего учебных часов
5
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Тема
Часы
Содержание
Путешествие по
волшебному лесу с
Зайкой Коськой и
Ручейком,
используя конспект
занятия.
Упражнения на
артикуляцию и
дикцию, используя
конспект по
актёрскому
мастерству
Формы
контроля
наблюдение
Сентябрь
«Игровая
деятельность»
1
Сентябрь
«Культура и
техника речи»
2
Сентябрь
«Литературная
деятельность»
1
«Путешествие в
страну сказок»
(Машины сказки)
Октябрь
«Игровая
деятельность»
1
Октябрь
«Культура и
техника речи»
1
Игры по методике
«Бусоград», автор:
М.И. Родина.
Упражнения на
артикуляцию,
используя конспект
по актерскому
мастерству
Игры на развитие
моторно-слуховой
памяти,
пантомимики,
мимики,
расслабление
мышц
Дыхательные и
артикуляционные
упражнения,
используя конспект
упражнений по
актерскому
мастерству
выполнение
творческих
заданий
выполнение
творческих
заданий
Разучивание и
инсценировка
стихотворения в
переводе
С.Я.Маршака
«Перчатки»
Наблюдение
Ноябрь
«Игровая
деятельность»
1
Ноябрь
«Культура и
техника речи»
2
Ноябрь
«Литературная
деятельность»
2
выполнение
творческих
заданий
Беседа
выполнение
творческих
заданий
выполнение
творческих
заданий
Примечание
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Февраль
«Культура и
техника речи»
«Игровая
деятельность»
«Игровая
деятельность»
«Культура и
техника речи»
«Игровая
деятельность»
1
1
1
1
1
Февраль
«Культура и
техника речи»
1
Февраль
«Литературная
деятельность»
1
Март
«Игровая
деятельность»
1
Март
«Литературная
деятельность»
3
Апрель
«Литературная
деятельность»
2
Май
«Литературная
деятельность»
1
Май
1
26
Дикционные и
интонационные
упражнения
Игры по методике
«Бусоград». автор:
М.И.Родина.
Игры по методике
«Бусоград». автор:
М.И.Родина.
Творческие игры
со словом.
Скороговорки
выполнение
творческих
заданий
выполнение
творческих
заданий
выполнение
творческих
заданий
Наблюдение
Этюды на
выполнение
выражение эмоций, творческих
жестов и
заданий
воспроизведение
черт характера
Речевая
выполнение
характеристика
творческих
персонажа.
заданий
Монолог и диалог
Знакомство со
сказкой о
Невоспитанном
мышонке
Сказочное
развлечение
«Волшебный
сундучок»
«Сказка о
Невоспитанном
Мышонке»
Распределение
ролей, репетиции и
выступление
Наблюдение
Игры с куклами
настольного театра
Би-ба-бо», театра
теней, разыгрываем
знакомые сказки,
стихотворения.
Интегрированное
занятие «Я помню!
Я горжусь!»
Промежуточная
аттестация
выполнение
творческих
заданий
Наблюдение
Наблюдение
выполнение
творческих
заданий
Второй год обучения
Учебно-тематический план
Номер
п/п
Название разделов, тем.
Количество часов.
Теория
Практика
Всего
1
Литературная деятельность
3
7
10
2
Культура и техника речи
1
4
5
3
Игровая деятельность
0
2
2
4
Промежуточная аттестация
2
2
15
19
Всего учебных часов
4
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Тема
Часы
Содержание
Игры по актерскому
мастерству. Сценка
«Вежливые слова»
Правила гигиены
голоса; артикуляция
и дикция.
Используем
конспект по
актёрскому
мастерству
Формы
контроля
наблюдение
Сентябрь
«Игровая
деятельность»
1
Сентябрь
«Культура и
техника речи»
1
Сентябрь
«Литературная
деятельность»
1
Моя любимая сказка
Беседа
Октябрь
«Культура и
техника речи»
1
Скороговорки
Беседа
Октябрь
«Литературная
деятельность»
1
Литературные
жанры
Беседа
Ноябрь
«Культура и
техника речи»
1
Речевая
характеристика
персонажа
Беседа
Ноябрь
«Литературная
деятельность»
1
Этюды по сказке
«Три поросенка»
Декабрь
«Литературная
деятельность»
1
Театральные
термины
выполнение
творческих
заданий
Наблюдение
Беседа
Примечание
Декабрь
«Игровая
деятельность»
1
Декабрь
Промежуточная
аттестация
1
Январь
«Литературная
деятельность»
1
Знакомство детей с
новым
литературным
произведением, со
сказкой
К.И.Чуковского
«Муха-Цокотуха»
Январь
«Литературная
деятельность»
1
Февраль
«Культура и
техника речи»
1
Характеристика
литературного героя
по сказке «МухаЦокотуха»
Творческие игры со
словом
Февраль
«Литературная
деятельность»
1
Март
«Литературная
деятельность»
1
Апрель
«Культура и
техника речи»
1
Апрель
«Литературная
деятельность»
1
Май
«Литературная
деятельность»
1
Май
Промежуточная
аттестация
1
19
«Волшебные игры с
Феей Бусинкой»
Знакомство детей с
театральными
профессиями
Роль актёра в театре
Упражнения на
снятие мышечного
напряжения, осанку,
используя конспект
по актерскому
мастерству
Знакомство
с
историей праздника
«Вербное
воскресенье»
Интегрированное
занятие «Я помню! Я
горжусь!»
Наблюдение
выполнение
творческих
заданий
Беседа
Беседа
выполнение
творческих
заданий
Беседа
Беседа
выполнение
творческих
заданий
Беседа
выполнение
творческих
заданий
Третий год обучения
Учебно-тематический план
Номер
п/п
Название разделов, тем.
Количество часов.
Теория
Практика
Всего
1
Литературная деятельность
2
7
9
2
Культура и техника речи
2
4
6
3
Игровая деятельность
0
2
2
4
Промежуточная аттестация
2
2
15
19
Всего учебных часов
4
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Тема
Часы
Задачи
Формы
контроля
наблюдение
Сентябрь
«Игровая
деятельность»
1
Волшебные игры
Феи Бусинки
Сентябрь
«Культура и
техника речи»
2
Правила гигиены
голоса; артикуляция
и дикция. Конспект
по актерскому
мастерству
выполнение
творческих
заданий
Сентябрь
«Литературная
деятельность»
2
Этюды М.Чехова на
выражение
различных эмоций:
«Потерялся»,
«Котята»,
«Маленький
скульптор»,
«Часовой», «Робкий
ребенок», «Повар
лгун»
выполнение
творческих
заданий
Октябрь
«Игровая
деятельность»
1
Игры с бабушкой
Забавой. Занятие на
развитие навыков
общения и
взаимодействия
детей в игре
Наблюдение
Примечание
Октябрь
«Культура и
техника речи»
2
Творческие игры со
словом
Октябрь
«Литературная
деятельность»
2
Этюды М.Чехова на
внимание, веру,
наивность,
фантазию,
атмосферу
Ноябрь
«Культура и
техника речи»
2
Скороговорки на
проблемные звуки
Беседа
Декабрь
«Литературная
деятельность»
1
Знакомство с
творчеством К.И.
Чуковского,
просмотр видео-книг
и обсуждение
Беседа
Декабрь
Промежуточная
аттестация
«Литературная
деятельность»
1
Беседа
Май
«Литературная
деятельность»
1
Май
«Литературная
деятельность»
2
Знакомство с
историей праздника
«Вербное
воскресенье»
Интегрированное
занятие «Я помню! Я
горжусь!»
Знакомство с
творчеством И.
Крылова. Сочиняем
басню сами
Май
Промежуточная
аттестация
1
Март
1
19
выполнение
творческих
заданий
выполнение
творческих
заданий
Беседа
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)