Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа Весёлые шаги

Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад № 41»

ПРИНЯТО
Педагогический совет БМАДОУ № 41
Протокол № 1 от 30.08.2024

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий БМАДОУ № 41
_________ /Н.А.Садовникова
Приказ № 142 от 30.08.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Весѐлые шаги»

Возраст обучающихся: 3-7 лет
Срок реализации: 4 года

Разработчик программы:
Кузнецова Ирина Викторовна,
педагог дополнительного
образования

г. Березовский
2024 г.

Структура
1. Пояснительная записка
- сведения о программе;
- нормативно – правовые основания разработки программы;
- характеристика программы (ее значимости);
- направленность;
- адресат;
- срок реализации программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- формы обучения и виды занятий;
- цель и задачи программы.
2. Содержание программы.
3. Планируемые результаты.
4. Организационно-педагогические условия программы:
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение (печатное и электронное);
- кадровое обеспечение.
5. Оценочные материалы.
6. Методические материалы.
7. Приложение
- учебный план
- календарно-учебный график
- рабочая программа

1. Пояснительная записка
Сведения о программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности для детей дошкольного возраста «Весѐлые
шаги» (далее Программа) имеет художественную направленность и
способствует развитию мотивации ребѐнка к познанию и творчеству,
созданию условий для всестороннего развития личности ребѐнка. Программа
является модифицированной и составлена на основе программы А.И.
Бурениной «Ритмическая мозаика», вместе с тем, является авторской
разработкой и может быть использована как самостоятельная парциальная
программа.
Программа

составлена

с

учѐтом

возрастных

психофизических

особенностей воспитанников. Педагог, учитывая особенности дошкольного
возраста, ориентируется на главную функцию – помочь ребѐнку научиться
сохранять свой жизненный мир. Хореограф нацелен на приобщение всех
детей к движению под музыку: не только способных и одарѐнных в
музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных,
которым нужно помочь обрести чувство уверенности своих силах путѐм
подбора для них такого материала, в котором проявляются скрытые
возможности ребѐнка, его «изюминка» и индивидуальность.
В

дополнительной

образовательной

программе

«Весѐлые

шаги»

раскрывается технология, в основе которой музыкальное движение,
направленное на целостное развитие личности ребѐнка от 3 до 7 лет. Система
работы предполагает игровые формы организации педагогического процесса
в дошкольных образовательных учреждениях на основе сотрудничества
ребѐнка и взрослого.
Программа актуальна, т.к., в настоящее время со стороны родителей и
детей растѐт спрос на образовательные услуги в области хореографии. В «век
гиподинамии»,
двигательной

хореография
активности

является

детей,

дополнительным

источником

их

здоровья,

резервом
радости,

повышения работоспособности, разрядки умственного и психического
напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к
школе.
Нормативно – правовые основания разработки программы
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»,
- приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
- приказа Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об
утверждении

Единого

квалификационного

справочника

должностей

руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования»,
- приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября
2015 г. № 613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
- производственный календарь 2024г. утвержденный Постановлением
Правительства РФ,

Производственный календарь 2025г. утвержденный

Постановлением Правительства РФ.

Характеристика программы (еѐ значимость)
Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок,
костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и
интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития
и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно
влияя на ребѐнка, формируют его эмоциональную сферу, координацию,
музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и
красивыми.

На

занятиях

хореографией

дети

развивают

слуховую,

зрительную, мышечную память, учатся манерам. Воспитанник познает
многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др.
Хореография

воспитывает

коммуникабельность,

трудолюбие,

умение

добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того,
она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Через
танец у дошкольников развиваются творческие способности, заложенные
природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться
только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а
правильная организация и проведение данного вида творчества помогут
ребѐнку развить свои творческие способности. Потребность в создании
программы по хореографии, где танцевальное искусство охватывает в
широкий диапазон, развивает хореографический диапазон, который доступен
для восприятия и понимания детям дошкольного возраста.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность заключается в том, что в ней интегрированы
такие

направления,

как

ритмика,

хореография,

музыка,

пластика,

сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для
дошкольников.

Направленность программы
Художественная.
Адресат программы
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

предусматривает обучение детей от 3 до 7 лет.
Наполняемость групп
Ожидаемое количество обучающихся в одной группе: 10-15 человек.
Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на
обучение: лица без ОВЗ.
Срок реализации программы
Срок реализации программы - 4 года.
Объѐм учебного времени
Объѐм, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных
часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет – 72 часа.
Режим занятий
Основной формой работы с детьми является занятие, которое проводится по
подгруппам

(не

более

15

обучающихся).

По

типу

занятия:

комбинированные. Продолжительность занятия соответствует возрастным
нормам: 3-4 года - 15 минут, 4-5 лет - 20 минут, 5-6 лет - 25 минут, 6-7 лет 30 минут. Режим непосредственной образовательной деятельности: 2 раз в
неделю, во второй половине дня.
Объѐм учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы составляет 72 учебных часов.
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме. Форма занятий
подгрупповая.

Виды занятий
Учебное занятие.
Цель и задачи программы
Цель: формирование у детей творческих способностей через развитие
музыкально – ритмических, танцевальных движений.
Задачи:
Образовательные:


обучить детей танцевальным движениям, научить владеть своим телом;



сформировать умение слушать музыку, понимать еѐ настроение,

характер, передавать их танцевальными движениями;


сформировать пластику, культуру движения, их выразительность;



сформировать умение ориентироваться в пространстве;



сформировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:


развивать у

детей

активность

и

самостоятельность,

коммуникативные способности;


сформировать

общую

культуру

личности

ребѐнка

способность

ориентироваться в современном обществе;


сформировать нравственно-эстетические отношения между

детьми

и взрослыми;


создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:
 развивать творческие способности детей;
 развить музыкальный слух и чувство ритма;
 развить воображение, фантазию.
Принципы и подходы по реализации программы
Принцип

реализации

индивидуальных

программы

особенностей

основан

детей.

На

на

учѐте

возрастных

доступности

и

материала,

системность и постепенность его усложнения. Включает в себя следующие
виды:



Принцип индивидуализации - построение образовательного процесса,

в котором учитываются индивидуальные особенности каждого ребѐнка.


Принцип активности – построение такого образовательного процесса,

в котором ребѐнок ставится в активную позицию познания окружающего
мира, самостоятельном поиске способов установления взаимодействия с
окружающими людьми на основе общепринятых норм и правил, соблюдению
общечеловеческих ценностей.


Принцип интеграции – решение задач программы в системе всего

образовательного процесса и всех видов деятельности, обеспечивающих
проникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость
образовательному пространству.


Принцип гуманизации – утверждающий непреходящие ценности

общекультурного человеческого достоинства, обеспечивающий каждому
ребѐнку право на свободу, счастье и развитие способностей.


Принцип преемственности – предполагающий обогащение средств,

форм и методов воспитания, предопределяет характер связи между
элементами педагогического процесса в МБДОУ и стилем воспитания в
семье.


Принцип культуросообразности – предполагающий ориентацию на

потребности общества и личности ребѐнка, адаптацию детей к современным
условиям жизни общества, приобщение детей к традициям народной
культуры, дополненным региональным компонентом.


Принцип вариативности - содержание образования предполагает

возможность существования различных подходов к отбору содержания и
технологии обучения и воспитания.


Принцип адекватности

-

взаимодействие различных форм в

соответствии дошкольного возраста воспитанников.

2. Сожержание программы
Программа «Весѐлые шаги» состоит из двух модулей: «Азбука танца» и
«Основы хореографии».
Уровни сложности разноуровневой программы
Модуль 1. «Стартовый»: Позволяет познакомиться с искусством танца,
происходит формирование знаний в области хореографической культуры и
развитие творческих способностей воспитанников. Происходит мотивация
личности к познанию, творчеству, труду и искусству. Рассчитан на все года
обучения, предполагает обязательный минимум и минимальную сложность,
предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого уровня
просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные
решения.
Модуль 2. «Базовый»: Расширяет материал стартового уровня, доказывает и
конкретизирует основное знание.
2.1. Содержание программы
Учебный план
№ п/п

Модуль

теория

практика

Итого

Формы аттестации
и контроля

1.

Азбука танца

5 часов

31 час

36 часов

беседа,
педагогическое
наблюдение,
контрольное
упражнение

2.

Основы хореографии

5 часов

31 час

36 часов

защита творческой
работы (коцертные
выступления),
импровизация,
контрольное
упражнение,
педагогическое
наблюдение

10 часов

итого:

62 часа

72 часа
72 часа

итого за весь период
обучения:

Модуль 1. «Стартовый уровень». «Азбука танца»
Учебно-тематический план
№п/п

Название темы

количество

часов

общее

теория

практика

1.

Вводное занятие

3

1

2

2.

Подготовительные

14

4

10

Весело танцуем

55

10

45

итого:

72

15

57

72

15

57

72

упражнения
3.

всего учебных часов:

Тема 1. Вводное занятие (3 часа)
Теория (1 час): Содержание и форма занятий. Внешний вид. Костюм для
занятий. Дисциплина на занятиях. Взаимоотношение «воспитанник-педагог»,
взаимоотношения между детьми в группе.
Практика (2 часа): Организация групп. Знакомство с детьми. Беседа с
родителями.
Тема 2. Подготовительные упражнения (14 часов)
Теория (4 часа): Первые анатомические сведенья о строении тела. Развитие
мышечных ощущений (понятие «твердые и мягкие мышцы»). Понятие
«тяжесть тела», «перенос тяжести тела» (упражнение по переносу тяжести
тела вперѐд, назад, в сторону, с одной ноги на другую). Понятие
«исходное положение».
Практика (10 часов): Постановка корпуса. Простые танцевальные шаги.
Движения рук. Различная ходьба, виды шагов. Бег. Прыжки. Упражнение на

расслабление и напряжение мышц, в положении стоя, сидя, лежа.
Подготовительные упражнения. Основные положения ног. Основное
положение рук. Примерное распределение музыкального материала по
ритмике и танцу. Движения и элементы танца. Ориентация в пространстве.
Перестроения в круг (один круг, два круга). Присяды. Вынос ноги на каблук.
Хлопки. Различные виды прыжков. Парные движения.
Тема 3. Весело танцуем (55 часов)
Теория (10 часов): Образы: радостный, добрый, сердитый, грустный,
удивленный, испугавшийся. Слушанье музыки.
Практика (45 часов): Этюды, танцевальные игры, массовые танцы.
«Любимый детский сад»; «Заводная кадриль»; «Мамина радость»; «Мы друзья»; «Мышка и сверчок»; «Прогулка в лес».
Репертуар может меняться в зависимости тематики мероприятий.
Модуль 2. «Базовый уровень». «Основы хореографии»
Учебно-тематический план
№

Количество часов

п/п

Темы

всего

теория

практика

1.

Организационное занятие

6

3

3

2.

Танцевальные элементы

46

6

40

3.

Репертуар

8

3

5

4.

Концертная деятельность

12

3

9

72

15

57

всего учебных часов:

Модуль 2. «Базовый уровень». «Основы хореографии»
Тема 1. Организационное занятие.
Теория (3часа): Беседа с детьми и родителями о целях, задачах обучения,
требованиях. Подготовка и проведение открытых занятий.

Практика (3часа): Работа над выразительностью мимики лица. Образы:
радостный, добрый, сердитый, грустный, удивленный, испугавшийся.
Слушанье музыки.
Тема 2. Танцевальные элементы (46 часов)
Теория (6 часов): Танцевальные элементы: простой танцевальный шаг,
приставной шаг (с последующим приседанием). Прослушивание
музыкального произведения. Характеристика детьми этого произведения.
Акцентировка хлопками и притопами сильной доли. Исполнение этюдов,
танцевальных игр и массовых танцев на музыку различных жанров и
на мелодии детских песен, мелодии из мультфильмов, сказок. Связь
содержания песни с содержанием этюда танцевальной игры, танца.
Практика (40 часов): Ходьба: различные виды шагов. Шаги в рисунках
танца. Переменный шаг: все виды шагов проучиваются в статическом
положении рук на поясе.
Бег: лѐгкий, поднимая колено высоко вперѐд, с захлестом голени назад,
выбрасывая прямые ноги вперед.
Прыжки: высокие, с акцентом вверх, с сильно вытянутыми коленями
и стопами, на 1\4 такта. Варианты прыжков: на двух ногах, на одной ноге, с
двух на одну, с одной на одну.
Упражнения для рук, кистей, пальцев. Упражнения для туловища: включая
как элемент разминки.
Хлопки (вариативность): индивидуальные, в паре, в тройках.
Ориентация в пространстве: использование разнообразия композиционного
рисунка. Способствовать самостоятельному выбору рисунка детьми,
развивать способность разводить любой рисунок самостоятельно, под
разнохарактерную музыку.
Тема 3. Репертуар.
Теория (3 часа): Слушание музыки. Этюды: массовые, создание образа,
заложенного в музыке.

Практика (5 часов): К ранее проученным положениям в паре («лодочка»)
разучиваются следующие положения: руки «крест- накрест», мальчик держит
девочку за талию, девочка кладѐт руки мальчику на плечи.
«Полька»; «Сверчок и мышка»; «Капельки»; «Мамина радость».
Репертуар может меняться в зависимости тематики мероприятий.
Тема 4. Концертная деятельность
Теория (3 часа): Обмен впечатлениями. Подведение итогов. Перспективный
план на будущий год.
Практика (9 часов): Репетиция номеров. Концертная программа.
3. Планируемые результаты
Модуль 1. «Стартовый уровень»
Воспитанники умеют:
- откликаться на ритмические рисунки (воспроизвести их в хлопках,
шлепках, притопах);
- делать поклон на музыкальное вступление, в соответствии с характером и
темпом музыки;
- красиво и правильно исполнять танцевальные элементы;
- иметь навыки элементарных упражнений «партерной» гимнастики;
Воспитанники знают:
- динамические оттенки в музыке;
- несколько исходных положений для исполнения движений в паре, правила
исполнения движений в паре.
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию;
- активное творческое мышление.
Модуль 2. «Базовый уровень»
Воспитанники умеют:
- двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с
контрастным характером музыки;

- реагировать на начало музыки и еѐ окончание;
- исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки;
- давать характеристику прослушанному музыкальному произведению.
Воспитанники знают:
- правила исполнения движений;
- значение хореографии для человека.
Личностные результаты:
-готовность и способность к саморазвитию;
- целеустремленность в достижении поставленной цели;
- умение работать в коллективе и в парах;
- уважение к творчеству других.
4. Организационно – педагогические условия программы
Материально – техническое обеспечение
Организация образовательного процесса проходит в музыкальном зале,
расположенном на втором этаже здания БМАДОУ № 41
Оборудование и материалы, необходимые для проведения занятий:
1. Технические средства обучения (звуковые):
- музыкальный центр;
- мультимедийная система.
2. Дидактический материал:
- иллюстрации к темам.
3. Музыкальные детские инструменты:
- маракасы;
- кастаньеты;
- трещетки;
- деревянные ложки;
- платочки;
- ленточки на палочке, на кольцах;
- косыночки;

4. Музыкальные игры:
«Определи по ритму», «Тихо, громко», «Музыкальное лото», «Весѐлые
ладошки», «Ну-ка, повторяйте», «Стирка», «Зайцы», «Три поросѐнка»,
«Волшебный цветок», «Мельница», «Цирковые лошадки», «Кукляндия»,
«Цветок», «Ленточки», «Снежинки», «Сладкий апельсин» и др.
Методическое и информационное обеспечение
(печатное и электронное)
1.

А. И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической

пластике для детей. Санкт – Петербург. ЛОИРО, 2000 г.
2.

Н. Зарецкая, З. Роот «Танцы в детском саду». Москва, 2003 г.

3.

Топ – топ, каблучок. «Танцы в детском саду 1», 2005 г.

4.

Топ – топ, каблучок. «Танцы в детском саду 2», 2005 г.

5.

Е. Ю. Дрожжина, М. Б. Снежкова «Обучение дошкольников

современным танцам». Москва, 2014 г.
6.

Т. Ф. Коренева «Музыкально - ритмические движения для детей

дошкольного возраста» в 2-х книгах. Москва. Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2001 год.
7.

Ж. Е. Фирилева, Е. Т. Сайкина «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая

гимнастика для детей. Санкт - Петербург. Издательство «Детство - пресс», 2010
г.
8.

Бочкарева Н. И. Развитие творческих способностей детей на уроках

ритмики и хореографии. Учебно-методическое пособие, 1998 г.
9.

Хореография. Сборник образовательных технологий (в помощь

педагогу дополнительного образования). Кемерово, 2002 г.
10. Набор СД – дисков с записями мелодий и usb, нотные приложения.
Музыкальный репертуар для занятий
1.

Для разминок:

Ломова Т. «Марш», Тиличеева Е. «Бег», Гречанинов А. «Флажки», Парлов Э.
«Барабанщик», Левидов С. «Колыбельная», Теплицкий Г. «Катерина», Брамс
И. «Петрушка», Моцарт В. «Колокольчики звенят», русская народная

мелодия «Ах ты, берѐза», русская народная мелодия «Ах вы, сени»,
латвийская народная мелодия «Вей, ветерок», чешская народная мелодия
«Жнецы», украинская народная мелодия «Ой, полечко - поле», украинская
народная мелодия «Летит галка через балку».
2.

Для игрового стрейчинга:

Потоловский Н. «Лошадки», Шаинский В. «Пусть бегут неуклюже»,
русская народная мелодия «Полянка», Спадавеккиа М. «Добрый жук»,
Зацепин М. «Озорники», Шуберт Ф. «Вечерняя серенада».
3.

Для танцев:

Свиридов Г. «Марш», азербайджанская народная мелодия «Цыплята»,
Шаинский В. «Чунга – чанга», Варламов А. «Серебристые снежинки»,
Кабалевский Д. «Куклы и мишки», Спадавеккиа М. «Найди себе пару»,
Крылатов Е. «Песенка о лете», Легран М. «Шербургские зонтики», Дога Е.
«Вальс», русская народная мелодия «Сударушка», Рыбников А. «Птичка
польку танцевала», русская народная мелодия «Калинка», Чайковский П.
«Вальс цветов», Никитин С. «Под музыку Вивальди», Боккерини Л. «Танец
придворных», Новик М. «Подарил колечко», «Разноцветная радуга»,
Селиверстова

Ю. «Дождик кап-кап», «Зимушка – зима», Теплов В.

«Кадриль», Ермолов В. «Паровоз Букашка».
4. Для игр:
Овсянников П. «Кукляндия», Кравцович А. «Птички и ворона»,
Ладухин Н. «Будь ловким», русская народная мелодия «Из – под дуба»,
Чайковский П. «Полька», Штраус И. «Дружные тройки», русская народная
мелодия «Под яблонькой зеленой», литовская народная мелодия «Весѐлые
дети», Петряшева А. «Сладкоежки», Залужная Т. «Барбарики», Насуленко С.
«Курочки и петушок», Насуленко С. «Обезьянки и тигр».
Кадровое обеспечение
Профессиональная категория педагога: нет требований.
Уровень образования педагога: среднее профессиональное.

Уровень соответствия квалификации: педагогом пройдена профессиональная
переподготовка по профилю программы.
Рекомендуемая одежда и обувь для занятия:
Для девочек: гимнастический купальник, юбочка шифоновая, волосы должны
быть собраны в пучок, на ногах чешки.
Для мальчиков: футболка, спортивные шорты, чешки.
5. Оценочные материалы
5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе не проводится.
5.2. Для воспитанников каждого года обучения промежуточная аттестация
предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному
графику.
При проведении аттестаций используются следующие формы и методы:
- устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение);
- практические (контрольное упражнение);
- метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение
ошибок).
Достижения воспитанниками планируемых результатов оценивается по
критериям:
- хореографические данные (осанка, выворотность, танцевальный шаг,
подъѐм стопы, гибкость, прыжок);
- музыкально-ритмические способности (чувство ритма, координация
движений: мышечная, двигательная, музыкально-ритмическая);
-

сценическая

культура

(эмоциональная

выразительность,

создание

сценического образа).
Формы предъявления результатов:
– открытое занятие, участие в тематических концертах, участие в конкурсах,
отчетном концерте.

Примерные вопросы к опросу:
- Музыка, ритм и движения.
- Понятие правильной осанки.
- Образное мышление и воображение.
Модуль 1 «Стартовый уровень». «Азбука танца»
№1 Личные карточки воспитанников
Фамилия, имя учащегося:
Группа:
Год обучения:
Педагог:
Тема:
Предметное творчество
Техника исполнения работы

Удовлетворительно

Качественно

Безупречно

Гибкость
Выворотность суставов
Осанка
Творческая сторона работы
Подражание
Импровизация

Творчество в общении
Коммуникативные умения
Содержательная сторона
общения

Негативные формы
общения
Отзывчивость,
равноправное общение
Сопереживание, помощь

Пассивность

Средний уровень

Высокая активность

Модуль 2 «Базовый уровень». «Основы хореографии»
Карта оценки результативности реализации образовательной программы
Цель: проверка результативности освоения образовательной программы
Название программы, срок еѐ освоения:
Фамилия, имя, отчество педагога:
Фамилия, имя воспитанника:
Год обучения по программе:
Параметры

Характеристи

результативности

ка низкого

высокого уровня

реализации

уровня

результативности

программ

результативно

оценка

уровня

результа

Характеристика

тивности

сти
очень

слабо

слабо

удовлет

хорошо

ворител

очень
хорошо

ьно
1

2

3

4

5

Опыт освоения

Информация

Информация

теоретической

не освоена

освоена полностью

информации

в соответствии с
задачами
программы

Опыт

Способы

Способы

практической

деятельности

деятельности

деятельности

не освоены

освоены полностью
в соответствии с
задачами
программы

Опыт

Отсутствует

Приобретѐн

эмоционально-

позитивный

полноценный,

ценностных

опыт

разнообразный,

отношений

эмоционально

адекватный

(вклад

-ценностных

содержанию

в формирование отношений

программы опыт

личностных

(проявление

эмоционально-

качеств

элементов

ценностных

воспитанника)

агрессии,

отношений,

защитных

способствующий

реакций,

развитию

негативное,

личностных

неадекватное

качеств

поведение)

воспитанника

Опыт

Освоены

Приобретѐн опыт

творчества

элементы

самостоятельной

имитационно

творческой

й

деятельности

деятельности

(оригинальность,
индивидуальность,
качественная
завершенность
результата)

Опыт общения

Общение

Приобретѐн опыт

отсутствовало

взаимодействия и

(воспитанник

сотрудничества в

закрыт для

системах «педагог-

общения)

воспитанник» и
«воспитанник воспитанник».

Осознание

Рефлексия

Актуальные

воспитанником

отсутствует

достижения

достижений,

воспитанником

успех и вера

осознаны

воспитанника в

и сформулированы

свои силы
Мотивация и

Мотивация и

Стремление

осознание

осознание

воспитанника к

перспективы

перспективы

дальнейшему

отсутствуют

совершенствовани
ю в данной области

Общая оценка уровня результативности:
7-20 баллов – программа в целом освоена на низком уровне;
21-28 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;
29-35 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.
6. Методические материалы
Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но
включает в себя 3 части:
- вводная часть – организационный момент, создание эмоционального
настроения, объяснение, мотивация;
- основная часть – практическая, изучение танцевальных движений;
- заключительная часть – обсуждение изученного материала, выводы.
Методы и приѐмы обучения
Наглядные методы: показ педагогом движений, который сопровождается
словесными пояснениями.
Словесные методы:

беседа (вызвать интерес к занятию, к танцу, к

взаимодействию с педагогом и детьми).
Игровые методы: использования моментов игры в процессе танцевальной
деятельности.
Эмоциональный настрой: этот метод предполагает использование на
занятиях музыкальных произведений.
Программа построена на обобщении опыта работы с детьми дошкольного
возраста. В ней использованы методические рекомендации из учебных
пособий по ритмопластике, бальному танцу, народному танцу. Так же
используются некоторые требования по преподаванию основ

классического, народного, историко-бытового танцев. Программа строится
на традиционных знаниях психолого-физических особенностей детей, в ней
учитывается различия способностей детей и их физические данные.
Главный принцип работы с детьми - это дифференциация, внимательность и
доброжелательное отношение к детям. Занятие хореографией должно
приносить радость. Все занятия по данной программе проводятся в игровой
форме.
На первом году обучения воспитанники занимаются танцевальноритмической гимнастикой, в которая основывается на игроритмике, помогает
ребѐнку развить чувство ритма, двигательных способностей, учит красиво и
координационно правильно выполнять движения под музыку. На этом этапе
рекомендуются такие музыкально-ритмические упражнения, как: марш,
спокойная ходьба, бег, шаг с носка, шаг с хлопком на каждый счѐт,
«пружинка», шаг с высоким подъѐмом ног, приставной шаг в сторону,
прыжки, упражнения для рук, притопы и хлопки на разные ритмические
рисунки.
На втором году обучения игроритмика заменяется на ритмические
упражнения, задача которых научиться переходить от медленных движений к
быстрым и обратно. Для закрепления навыков выполнения упражнений в
соответствии с темпом музыкального произведения, можно провести игру
«Передача мяча по кругу».
Описание игры. Участники построены в круг лицом к центру. У одного из
играющих в руках мяч (если круг большой, то можно дать 2-3 мяча). Звучит
музыка в различном темпе: медленном, среднем, быстром. При медленном
темпе участники передают мяч соседу вправо по кругу; при среднем темпе передают мяч на уровне груди; при быстром темпе - перекатывают по полу.
На втором году обучения усложняются движения: бег и ходьба по звуковому
сигналу (хлопку); упражнения на внимание. Например, один хлопок –
выполнение ходьбы на месте; два хлопка - бег по кругу.

Так же в этот раздел входит изучение танцевальных движнений с
различными предметами. Такие движения помогают ориентироваться в
пространстве и сочетать их с движениями тела, что требуют разносторонней
координации и тонких мышечных ощущений. Среди движений, которые
выполняются в контакте «человек - предмет», наиболее простыми являются
махи, круги и вращения.
На втором году обучения вводятся простые упражнения на перекаты.
Упражнения для развития мышечной силы в образных и игровых
двигательных действиях и заданиях: сесть на корточки, лицо спрятать в
колени; прыжки на месте, вперѐд, назад, вправо, влево с добавление рук.
Изучение позиций рук (1; 2; 3) и ног (1; 2).
На третьем году обучения воспитанники продолжают изучать позиции ног
(3; 4; 5); усложнѐнные танцевальные шаги по одному и в паре; чередование
танцевального шага и танцевального бега; вариации танцевальных движений,
включающих носок и пятку; галопу.
На четвѐртом году обучения воспитанники учатся различным
перестроениям в танце, галопу в повороте. Импровизируют на заданную
музыкальную тему. Исполняют различные ритмические хлопушки. Изучают
народные дроби.
Список литературы
1. Базарова Н.П. Азбука классического танца – Л.: Искусство, 1983-207 с.;
2. Барышникова Т.К. Азбука хореографии – М.: Айрис, 1999-266 с.;
3. Бахрушин Ю. А. История русского балета – М.: Советская Россия, 1965227 с.;
4. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность – М.: Искусство
1987-556 с.;
5. Ваганова А.Я. Основы классического танца – М.: Просвещение, 2004. – 48
с.
6. Захаров Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта - М.:
Искусство,1989 – 238 с.;

7. Костровицкая В.С.100 уроков классического танца – Л.: Искусство, 1981 –
263с.;
8. Лопухов. А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца –
М.: Лань, Планета музыки., 2000 – 344 с.;
9. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика – М.:
ГИТИС., 2000-200с.;
10. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца – М.: Просвещение 1985 –
223с.;
11. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология – М.:
Просвещение., 1999 – 288с.;
12. Поталицина О.В. Образовательная программа дополнительного
образования детей художественно - эстетической направленности
«Современные танцы» 2000-20с.;
13. Рутберг И.Г. Пантомима. Движение и образ – М.: Советская Россия 1981160с.;
14.Серебренников Н.Н. Поддержка в дуэтном танце - Л.: Искусство 1969133с.;
15. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера - М.: Просвещение 1986 – 192 с.;
16. Фокин М.М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Сценарии и
замыслы балетов. Статьи, интервью и письма - Л.: Искусство 1981 – 79с.;
17. Хавилер Д.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки
– М.: «Новое слово» 2004-60с.;
18. Плисецкая М.М. Я, Майя Плисецкая – М.: Новости 1997 – 472с.

ПРИНЯТО
Педагогический совет БМАДОУ № 41
Протокол № 1 от 30.08.2024

Учебный план
дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности
«Весѐлые шаги»
на 2024-2025 учебный год
№
п/п

Модуль

1.

Азбука
танца

2.

Основы
хореографии

Первый
(3 -

год
4 года)

обучения

Второй
(4 -

год
5 лет)

обучения

Третий
(5 -

год
6 лет)

обучения

Четвѐртый
(6 -

год
7 лет)

обучения

итого

теория

практика

итого

теория

практика

итого

теория

36
часов

5
часов

31 час

36
часов

5
часов

31 час

36
часов

5
часов

практика

итого

теория

практика

31 час

36 часов

5
часов

31 час

36
часов

5
часов

31 час

36
часов

5
часов

31 час

36
часов

5
часов

31 час

36 часов

5
часов

31 час

10
часов

62 часа

10
часов

62 часа

10
часов

62 часа

10
часов

62 часа

Формы
аттестации,
контроля

Беседа,
педагогическое
наблюдение,
контрольное
упражнение
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
контрольное
упражнение,
коцертные
выступления

итого
за весь
период
обучения

72 часа

72
часа

72
часа

72 часа

288 часов

ПРИНЯТО
Педагогический совет БМАДОУ № 41
Протокол № 1 от 30.08.2024

Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей
программы художественной направленности
«Весѐлые шаги»
на 2024-2025 учебный год
Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного года
Продолжительность
учебного года
Продолжительность
учебной недели
Окончание учебного
года

Летний период
праздничные нерабочие
дни

1 год
обучения

2 год
обучения

3 год
обучения

4 год
обучения

01.09.2024
36 недель

01.09.2024
36 недель

01.09.2024
36 недель

01.09.2024
36 недель

5 дней

5 дней

5 дней

5 дней

31.05.2025

31.05.2025

31.05.2025

31.05.2025

01.06.2025 – 30.08.2025
4 ноября 2024 г., 1-8 января 2025 г.,
23 февраля 2025 г., 8 марта 2025.,
1 мая 2025 г., 9 мая 2025 г.


Наверх

На сайте используются файлы cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.