ПРИНЯТО Педагогический совет БМАДОУ № 41 Протокол № 1 от 30.08.2024 Заведующий БМАДОУ № 41 _________ /Н.А.Садовникова Приказ № 142 от 30.08.2024 ПОЛОЖЕНИЕ о формах, периодичности и порядке проведения педагогической диагностики достижения планируемых результатов освоения образовательных программ воспитанниками Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – Детский сад №41» 1. Общие положения 1.1.Настоящее Положение о формах, периодичности и порядке проведения педагогической диагностики достижения планируемых результатов освоения образовательных программ воспитанниками Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – Детский сад №41» (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, действующими нормативно-правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, Березовского городского округа, Уставом и локальными нормативными актами Образовательной организации 1.2.Настоящее Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим формы, периодичность и порядок проведения педагогической диагностики достижения планируемых результатов освоения образовательных программ воспитанниками Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – Детский сад №41» (далее БМАДОУ №41). 2.Компетенция, права, обязанности и ответственность Образовательной организации 2.1.К компетенции Образовательной организации относится проведение педагогической диагностики достижения планируемых результатов, направленной на изучение деятельностных умений ребѐнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и 1 сверстниками. 2.2.Педагогическая диагностика позволяет выявлять особенности и динамику развития воспитанника, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности. 2.3.Обучение в Образовательной организации осуществляется в соответствии с образовательными программами: -основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования БМАДОУ №41 (далее – основная программа); -адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования (далее – адаптированные программы); -дополнительные общеобразовательные программы (далее - дополнительные программы). 2.4.Планируемые результаты освоения основной и адаптированных программ заданы как целевые ориентиры дошкольного образования и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребѐнка на разных этапах дошкольного детства. 2.5.Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. 2.6.Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. 2.7.Педагогическая диагностика направлена на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование. 2.8.Итоги освоения дополнительных программах представлены в виде планируемых результатов. 2.9.Планируемые результаты – совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, приобретаемых обучающимися при освоении дополнительной общеобразовательной программы и адаптированной дополнительной программы по ее завершению, определяются с учетом цели и содержания. 2.10.Оценочные материалы представлены в содержании каждой дополнительной программы. 3. Формы, периодичность и порядок проведения педагогической диагностики достижения планируемых результатов освоения образовательных программ воспитанниками 3.1.Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста проводится педагогами в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой 2 эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования образовательной деятельности. 3.2.Периодичность педагогической диагностики в образовательной организации составляет два раза в год: сентябрь — стартовая диагностика, и май — финальная диагностика. 3.3.Предусмотрено проведение педагогической диагностики на начальном этапе освоения ребѐнком образовательной программы в зависимости от времени его поступления в Образовательную организацию. При проведении педагогической диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребѐнка в группе. 3.4.Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребѐнка. 3.5.Основные диагностические методы: наблюдения, свободные беседы с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных диагностических ситуаций. 3.6.При необходимости педагоги могут использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития. 3.7.Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребѐнка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за поведением ребѐнка в деятельности (игровой, общении, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребѐнком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное. 3.8.Наблюдая за поведением ребѐнка, педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребѐнка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребѐнка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребѐнка в деятельности и взаимодействии. 3.9.Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, что позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и другое. 3.10.Анализ продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения материалов портфолио ребѐнка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные характеристики существенно дополнят результаты 3 наблюдения за продуктивной деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой деятельностью). 3.11.Результаты наблюдения фиксируются в электронной таблице. 3.12.Фиксация данных наблюдения позволяет педагогу выявить и проанализировать динамику в развитии ребѐнка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учѐтом индивидуальных особенностей развития ребѐнка и его потребностей. 3.13.Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует развивающую предметно-пространственную среду, мотивирующую активную творческую деятельность воспитанников, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс. 3.14.Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: - индивидуализации образования (в том числе поддержки ребѐнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); - оптимизации работы с группой детей. 3.15.При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, причин возникновения трудностей в освоении образовательной программы), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги- психологи, психологи). 3.16.Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). 3.17.Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и оказания адресной психологической помощи. 3.18.Данные, полученные в результате оценки индивидуального развития детей являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Данный локальный акт был принят с учетом мнения Совета родителей Протокол №1 от «30» августа 2024г. 4