01.09.2020
Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей.
В БМАДОУ № 41 учителем-логопедом проводится работа по раннему выявлению речевых нарушений у дошкольников, их коррекции, предупреждению нарушений и развитию речи, оказанию консультативной помощи родителям.
В начале учебного года с 1 сентября по 15 сентября, и в конце учебного года с 15 по 31 мая проводится логопедическое обследование воспитанников детского сада.
Логопедическое обследование проводится по методике определения уровня речевого развития детей. Методическое пособие: "Психолого - педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста" авторы: Стребелева Е.А. и др.
На основе логопедического обследования учитель - логопед определяет структуру и степень выраженности имеющегося у ребенка дефекта речи, что позволяет спрогнозировать планирование индивидуальной работы с ним.
Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные занятия, занятия в паре и подгрупповые занятия.
Количество и продолжительность занятий зависят от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка (от 10 до 30 минут не менее 2 – 3 раз в неделю с каждым ребенком).
Учитель – логопед работает в тесном контакте с воспитателями, специалистами ДОО и родителями.
Направления коррекционной работы учителя-логопеда:
1. Развитие речи
- Развитие фонематических процессов
- Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания
- Постановка и автоматизация дефектных звуков
- Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи у детей
- Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания
2. Совершенствование движений и сенсомоторного развития
- Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук
- Развитие артикуляционной моторики
3. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
- Развитие зрительного восприятия и узнавания.
- Развитие зрительной памяти и внимания.
- Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
- Развитие пространственных представлений и ориентации.
- Развитие представлений о времени.
- Развитие слухового внимания и памяти.
- Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
4. Развитие различных видов мышления
- Развитие наглядно-образного мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
- Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Логопед в дошкольной организации также оказывает помощь в усвоении общеобразовательной программы, развивает познавательную деятельность и коммуникативные навыки для дальнейшей успешности в общении.
В системе занятий осуществляется комплексный подход в коррекции нарушений развития детей силами учителя - логопеда, педагога - психолога, учителя – дефектолога, воспитателя и ряда других специалистов.
На занятиях учитель-логопед использует разнообразные методы коррекции речи:
- артикуляционную гимнастику;
- упражнения и игры по развитию речевого дыхания;
- упражнения и игры по формированию фонетико-фонологической компетенции;
- упражнения и игры по исправлению нарушений слоговой структуры слова;
- упражнения и игры по формированию лексико-грамматической компетенции;
- упражнения и игры по формированию звукового анализа и синтеза;
- упражнения и игры по формированию связной речи;
- упражнения и игры для развития внимания, памяти и мышления;
- пальчиковую гимнастику.