Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Модуль 1

Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Играем в театр» является частью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование
модулей по текущему году обучения.
Модуль I «Основы театрального искусства» направлен на развитие основных навыков и
способностей самовыражения через слова. Развитие диапазона голоса, работа над дыханием и
дикцией, изучение логико-интонационных закономерностей - вот основные задачи дисциплины.
Речь любого актёра должна быть чистой, чёткой, внятной и охватывающей глубину зала, это
неотъемлемые качества, необходимые для сценической деятельности. Однако они необходимы и
в жизни, следовательно, их развитие благотворно влияет и на внесценическую деятельность
ребёнка. В первую очередь изучается сама работа артикуляционной системы организма: мимика,
дыхание, работа с тембром голоса. И в последствии развиваются дикция, эмоциональная окраска
речи, и т.д.
Цель - развитие речевого и голосового аппаратов у учащихся для успешного
осуществления сценической деятельности.
Задачи модуля
Обучающие:
• Постановка правильного сценического дыхания;
• Развитие мимики, разработка мимических мышц лица;
• Получение навыков эмоционального окрашивания реплик.
Развивающие:
• Обучение детей работе с голосом, раскрытие его возможностей;
• Улучшение дикции, работа над правильной и выразительной речью.
Воспитательные:
• Развитие общей культуры речи.
Планируемые результаты освоения учащимися I модуля
Обучающие:
• Значение понятий «дыхательный аппарат», «артикуляция», «дикция», «скороговорение»,
«мимика» и «стихотворная речь»;
• Устройство и значение в работе актёра дыхательного, голосового и речевого аппаратов, а
так же артикуляционных мышц лица;
• Упражнения для разминки, необходимой чтецу перед выходом на сцену.
Развивающие:
• Правильно использовать дыхательный и голосовой аппараты для получения оптимального
звука во время работы на сцене;
• Управлять мышцами лица для отражения различных эмоциональных окрасов речи;
• Правильно и уверенно произносить реплики на сцене;
• Самостоятельно готовиться к выступлению с речевым материалом.
Воспитательные:
• Чётко и правильно произносить слова, а так же их сложные сочетания;
• Самостоятельно осуществлять расстановку смысловых ударений в предложениях
(репликах);
• Эмоционально окрашивать различными способами любые слова, словосочетания,
предложения, монологи.
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:

- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации,
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Наглядные пособия:
- разработки бесед.
Дидактическое обеспечение:
- иллюстрации по сказкам;
- картинки на тему «Эмоции»;
- картинки по теме «Узнай сказку»;
- картинки для составления рассказов.
Первый год обучения
Учебно-тематический план
Номер
п/п

Название разделов, тем.

Количество часов.
Теория

Практика

Всего

1

Литературная деятельность

4

10

14

2

Культура и техника речи

3

7

10

3

Игровая деятельность

0

7

7

4

Промежуточная аттестация

1

1

25

32

Всего учебных часов

7

Календарно-тематическое планирование
Месяц

Тема

Часы

Содержание

Формы
контроля

Примечание

Сентябрь

«Игровая
деятельность»

1

Упражнения по
эмоциональному
состоянию актёра.
Картинки «Эмоции»

выполнение
творческих
заданий

Сентябрь

«Культура и
техника речи»

2

Правила гигиены
голоса. Упражнения по
актёрскому мастерству

выполнение
творческих
заданий

Сентябрь

«Литературная
деятельность»

2

р.н.с. «Репка» и
«Теремок»

Беседа

Октябрь

«Игровая
деятельность»

1

выполнение
творческих
заданий

Октябрь

«Культура и
техника речи»

1

Этюды: М.Чистяковой
на выразительность
жеста : «Тише» , «Иди
ко мне» , «Уходи» , «До
свидания» ; на
выражение основных
эмоций : «Лисичка
подслушивает» ,
«Вкусные конфеты» ,
«Новая кукла» ,
«Лисенок боится» ,
«Ваське стыдно» ,
«Молчок»
Правила соблюдения
осанки

Октябрь

«Литературная
деятельность»

2

р.н.с. «Курочка Ряба» и
«Волк и семеро козлят»

Ноябрь

«Игровая
деятельность»

1

выполнение
творческих
заданий

Ноябрь

«Культура и
техника речи»

1

Игры на память и
внимание: «Будь
внимателен», «Запомни
свое место».
М.Чистяковой.
Упражнения по
правильному дыханию,
артикуляции и дикции.
Конспект по
актерскому мастерству

Ноябрь

«Литературная
деятельность»

2

р.н.с. «Рукавичка»,
«Кот, Лиса и Петух»

Беседа

Декабрь

«Игровая
деятельность»

1

Этюды М. Чистяковой
на развитие
способности правильно
понимать
эмоциональновыразительное

выполнение
творческих
заданий

выполнение
творческих
заданий
Беседа

выполнение
творческих
заданий

движение рук: «Это я!»
, «Это мое!», «Отдай!»
Игры и упражнения,
направленные на
развитие дыхания.
Конспект по
актерскому мастерству
Стихи к Новому году

Декабрь

«Культура и
техника речи»

1

выполнение
творческих
заданий

Декабрь

«Литературная
деятельность»

2

Январь

«Игровая
деятельность»

1

Игры с куклами
настольного театра

Наблюдение

Январь

«Культура и
техника речи»

1

выполнение
творческих
заданий

Январь

«Литературная
деятельность»

1

Игры и упражнения на
развитие свободы
речевого аппарата.
Конспект по
актерскому мастерству
Загадки по русским
народным сказкам

Февраль

«Игровая
деятельность»

1

Наблюдение

Февраль

«Культура и
техника речи»

1

Февраль

«Литературная
деятельность»

1

Март

«Игровая
деятельность»

1

«Волшебные игры Феи
Бусинки» по
метод.пособию
М.И.Родиной
Игры и упражнения на
умение владеть
правильной
артикуляцией, четкой
дикцией, интонацией.
Конспект по
актерскому мастерству
Этюды по знакомым
литературным
сюжетам, используя
при этом
выразительные
средства (интонацию,
мимику, жест)
Игры на развитие
моторно-слуховой
памяти, мимики.
Этюды: М.Чистяковой
на выразительность
жеста: «Тише», «Иди
ко мне», «Уходи», «До
свидания»; на
выражение основных
эмоций: «Лисичка
подслушивает»,
«Вкусные конфеты»,
«Новая кукла»,

Наблюдение

Беседа

выполнение
творческих
заданий

Наблюдение

выполнение
творческих
заданий

Март

«Литературная
деятельность»

2

Апрель

«Культура и
техника речи»

1

Апрель

«Литературная
деятельность»

1

Май

«Культура и
техника речи»

2

Май

«Литературная
деятельность»

1

Май

1

32

«Лисенок боится»,
«Ваське стыдно»,
«Молчок» ; М.Чехова
на внимание, веру,
наивность и фантазию
Этюды по знакомым
литературным
сюжетам, используя
при этом
выразительные
средства (интонацию,
мимику, жест)
Дыхательные и
артикуляционные
упражнения. Конспект
по актерскому
мастерству
Этюды по знакомым
литературным
сюжетам, используя
при этом
выразительные
средства (интонацию,
мимику, жест)
Дыхательные и
артикуляционные
упражнения. Конспект
по актерскому
мастерству
Этюды по знакомым
литературным
сюжетам, используя
при этом
выразительные
средства (интонацию,
мимику, жест)
Промежуточная
аттестация

Наблюдение

выполнение
творческих
заданий

Наблюдение

выполнение
творческих
заданий

Наблюдение

выполнение
творческих
заданий

Второй год обучения
Номер
п/п

Учебно-тематический план
Название разделов, тем.
Количество часов.
Теория

Практика

Всего

1

Литературная деятельность

3

7

10

2

Культура и техника речи

2

6

8

3

Игровая деятельность

0

6

6

4

Промежуточная аттестация

2

2

21

26

Всего учебных часов

Месяц
Сентябрь

Сентябрь

5

Календарно-тематическое планирование
Часы
Содержание
Формы
контроля
1
Путешествие по
наблюдение
«Игровая
волшебному лесу с
деятельность»
Зайкой Коськой и
Ручейком, используя
конспект занятия.
2
Упражнения на
выполнение
«Культура и
артикуляцию и дикцию, творческих
техника речи»
используя конспект по
заданий
актёрскому мастерству
Тема

Сентябрь

«Литературная
деятельность»

1

«Путешествие в страну
сказок»
(Машины сказки)

Беседа

Октябрь

«Игровая
деятельность»

1

Октябрь

«Культура и
техника речи»

1

выполнение
творческих
заданий
выполнение
творческих
заданий

Ноябрь

«Игровая
деятельность»

1

Ноябрь

«Культура и
техника речи»

2

Игры по методике
«Бусоград», автор:
М.И. Родина.
Упражнения на
артикуляцию,
используя конспект по
актерскому мастерству
Игры на развитие
моторно-слуховой
памяти, пантомимики,
мимики, расслабление
мышц
Дыхательные и
артикуляционные
упражнения, используя
конспект упражнений

выполнение
творческих
заданий
выполнение
творческих
заданий

Примечание

по актерскому
мастерству
Ноябрь

«Литературная
деятельность»

2

Декабрь

«Культура и
техника речи»

1

Декабрь

Промежуточная
аттестация

1

Январь

«Игровая
деятельность»

1

Январь

«Культура и
техника речи»

1

Февраль

«Игровая
деятельность»

1

Февраль

«Культура и
техника речи»

1

Февраль

«Литературная
деятельность»

1

Март

«Игровая
деятельность»

1

Март

«Литературная
деятельность»

3

Апрель

«Литературная
деятельность»

2

Май

«Литературная
деятельность»

1

Май

1

Разучивание и
инсценировка
стихотворения в
переводе С.Я.Маршака
«Перчатки»
Дикционные и
интонационные
упражнения

Игры по методике
«Бусоград». автор:
М.И.Родина.
Творческие игры со
словом. Скороговорки

Наблюдение

выполнение
творческих
заданий
выполнение
творческих
заданий
выполнение
творческих
заданий
Наблюдение

Этюды на выражение
эмоций, жестов и
воспроизведение черт
характера
Речевая характеристика
персонажа. Монолог и
диалог

выполнение
творческих
заданий

Знакомство со сказкой
о Невоспитанном
мышонке
Сказочное развлечение
«Волшебный
сундучок»
«Сказка о
Невоспитанном
Мышонке»
Распределение ролей,
репетиции и
выступление

Наблюдение

Игры с куклами
настольного театра Биба-бо», театра теней,
разыгрываем знакомые
сказки, стихотворения.
Занятия по методике
«Бусоград», автор
М.И.Родина.
Промежуточная
аттестация

выполнение
творческих
заданий

выполнение
творческих
заданий

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение
выполнение
творческих
заданий

26
Третий год обучения
Учебно-тематический план
Номер
п/п

Название разделов, тем.

Количество часов.
Теория

Практика

Всего

1

Литературная деятельность

3

7

10

2

Культура и техника речи

1

4

5

3

Игровая деятельность

0

3

3

4

Промежуточная аттестация

2

2

16

20

Всего учебных часов

4

Календарно-тематическое планирование
Месяц

Тема

Часы

Содержание

Формы
контроля
наблюдение

Сентябрь

«Игровая
деятельность»

1

Сентябрь

«Культура и
техника речи»

1

Игры по актерскому
мастерству. Сценка
«Вежливые слова»
Правила гигиены
голоса; артикуляция и
дикция. Используем
конспект по актёрскому
мастерству

Сентябрь

«Литературная
деятельность»

1

Моя любимая сказка

Беседа

Октябрь

«Культура и
техника речи»

1

Скороговорки

Беседа

Октябрь

«Литературная
деятельность»

1

Литературные жанры

Беседа

Ноябрь

«Культура и
техника речи»

1

Речевая характеристика
персонажа

Беседа

Ноябрь

«Литературная
деятельность»

1

Этюды по сказке «Три
поросенка»

Наблюдение

Декабрь

«Литературная
деятельность»

1

Театральные термины

Беседа

выполнение
творческих
заданий

Примечание

Декабрь

«Игровая
деятельность»

1

«Волшебные игры с
Феей Бусинкой»

Декабрь

Промежуточная
аттестация

1

Январь

«Литературная
деятельность»

1

Знакомство детей с
новым литературным
произведением, со
сказкой
К.И.Чуковского «МухаЦокотуха»

Январь

«Литературная
деятельность»

1

Февраль

«Культура и
техника речи»

1

Характеристика
литературного героя по
сказке «МухаЦокотуха»
Творческие игры со
словом

Февраль

«Литературная
деятельность»

1

Март

«Литературная
деятельность»

1

Апрель

«Культура и
техника речи»

1

Апрель

«Литературная
деятельность»

Май

Знакомство детей с
театральными
профессиями
Роль актёра в театре

Наблюдение
выполнение
творческих
заданий
Беседа

Беседа

выполнение
творческих
заданий
Беседа
Беседа
выполнение
творческих
заданий

1

Упражнения на снятие
мышечного
напряжения, осанку,
используя конспект по
актерскому мастерству
Структуру спектакля

«Литературная
деятельность»

1

Читаем по ролям

Беседа

Май

Промежуточная
аттестация

1

Июнь

«Игровая
деятельность»

1

20

Развлечениеимпровизация
«Цирковое
представление»

Беседа

выполнение
творческих
заданий
Наблюдение

Четвертый год обучения
Номер
п/п

Учебно-тематический план
Название разделов, тем.
Количество часов.
Теория

Практика

Всего

1

Литературная деятельность

2

7

9

2

Культура и техника речи

2

4

6

3

Игровая деятельность

0

3

3

4

Промежуточная аттестация

2

2

16

20

Всего учебных часов

4

Календарно-тематическое планирование
Месяц

Тема

Часы

Задачи

Формы
контроля
наблюдение

Сентябрь

«Игровая
деятельность»

1

Волшебные игры Феи
Бусинки

Сентябрь

«Культура и
техника речи»

2

Правила гигиены
голоса; артикуляция и
дикция. Конспект по
актерскому мастерству

выполнение
творческих
заданий

Сентябрь

«Литературная
деятельность»

2

Этюды М.Чехова на
выражение различных
эмоций: «Потерялся»,
«Котята», «Маленький
скульптор», «Часовой»,
«Робкий ребенок»,
«Повар лгун»

выполнение
творческих
заданий

Октябрь

«Игровая
деятельность»

1

Игры с бабушкой
Забавой. Занятие на
развитие навыков
общения и
взаимодействия детей в
игре

Наблюдение

Октябрь

«Культура и
техника речи»

2

Творческие игры со
словом

выполнение
творческих
заданий

Примечание

Октябрь

«Литературная
деятельность»

2

Этюды М.Чехова на
внимание, веру,
наивность, фантазию,
атмосферу

выполнение
творческих
заданий

Ноябрь

«Культура и
техника речи»

2

Скороговорки на
проблемные звуки

Беседа

Декабрь

«Литературная
деятельность»

1

Знакомство с
творчеством К.И.
Чуковского,
просмотр видео-книг и
обсуждение

Беседа

Декабрь

Промежуточная
аттестация
«Литературная
деятельность»

1
1

Работа с речью,
используя
методическое пособие
«Веселые стихи»

Беседа

Май

«Литературная
деятельность»

3

Знакомство с
творчеством И.
Крылова. Сочиняем
басню сами

Беседа

Май

Промежуточная
аттестация
«Игровая
деятельность»

1
Рассказ по картинкам,
используя
дидактическое пособие

Наблюдение

Март

Июнь

1

20

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

На сайте используются файлы cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.