Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа Цветные ладошки

Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад № 41»

Принята:
Педагогическим советом
Протокол от «30» августа 2023г. № 1

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности по изобразительной деятельности
«Цветные ладошки»

Возраст учащихся: 4-7 лет
Срок реализации: 3 года

Составитель программы:
Топоркова Т.В.
педагог дополнительного образования

г. Березовский
2023г.

Структура
1. Пояснительная записка
- нормативно – правовые основания разработки программы;
- сведения о программе;
- характеристика программы (ее значимости);
- направленность;
- адресат;
- срок реализации программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- формы обучения и виды занятий;
- цель и задачи программы.
2. Содержание программы
3. Планируемые результаты
4. Организационно-педагогические условия программы
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение (печатное и электронное);
- кадровое обеспечение.
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы

2

1. Пояснительная записка
Нормативно – правовые основания разработки программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветные ладошки»
разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»,
- распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей»,
- приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и

осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам»,
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»,
- приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,
- приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. №
613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
- производственный календарь 2023г. утвержденный Постановлением Правительства
РФ, Производственный календарь 2024г. утвержденный Постановлением Правительства
РФ.
Сведения о программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветные
ладошки» составлена на основе Парциальной программы дополнительного образования
художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности
«Цветные ладошки» Лыковой И.А. (издательство «Цветной мир», 2019г) с применением
нетрадиционных техник рисования.

3

Характеристика программы (ее значимости)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа 4–7 лет
«Цветные ладошки» представляет собой вариант проектирования изобразительной
деятельности в условиях изостудии, с применением нетрадиционных техник рисования.
Актуальность данной программы заключается в том, что через изобразительную
деятельность ребенок посредством художественного творчества познает окружающий мир
и себя в этом мире. А так же через освоение новых способов изображения он
совершенствует владение различными изобразительными материалами, постигает основы
цветоведения, композиции и перспективы.
Новизна программы «Цветные ладошки» в том, что она ориентирована на создание
условий для формирования у детей эстетического отношения к окружающему миру.
Отличительные особенности программы
В основу программы заложена педагогическая модель художественно-творческого
развития детей в изобразительной деятельности.
Занятия по программе «Цветные ладошки» для детей 4-7 лет направлены на
реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Развитие
восприятия детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей
действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объемных
предметов. Занятия адаптированы к условиям нашего детского сада, с учетом
приоритетного направления деятельности дошкольной образовательной организации:
художественно-эстетического развития воспитанников, а так же с учетом индивидуальных
особенностей развития детей, их интересов и возрастных особенностей.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний
эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и
творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются
наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие
способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также
развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью
руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами
деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие
(эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое), а также, позволяет
плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
4

Работы

отечественных

и

зарубежных

специалистов

свидетельствуют,

что

художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая
детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи.
Вызывает

радостное,

приподнятое

настроение,

обеспечивает

положительное

эмоциональное состояние каждого ребенка.
Программа состоит из трех модулей: «стартовый», «базовый», «продвинутый»,
каждый из которых рассчитан на один год обучения:
Уровни сложности разноуровневой программы:
модуль 1. «Стартовый»: предполагает обязательный минимум и минимальную
сложность, предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого уровня
просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения. Главные
задачи в течение первого года обучения:
1.Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с
ними.
2.Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для
них интересно и эмоционально значимо.
3.Создание условий для освоения цветовой палитры.
4.Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
модуль 2. «Базовый»: предполагает участие в постановке и решении таких заданий и
задач, для которых необходимо использование полученных знаний; расширяет и применяет
на практике изобразительные материалы

стартового уровня. Этот уровень несколько

увеличивает объем самостоятельной работы, помогает глубже понять знакомые техники
изображения, умение решать проблемные ситуации в рамках программы.
В течение второго года обучения:
1.Помощь в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость
детского восприятия.
2.Способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащение цветовой гаммы
рисунков.
3.Постепенное повышение изобразительных умений и навыков детей.
4.Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности –
рисунок интересен другим (педагогу, родителям, детям, сотрудникам д/с)
модуль 3. «Продвинутый»: предлагает решение таких заданий и задач, для которых
необходимо использование всех имеющихся умений и знаний. Продвинутый уровень
существенно углубляет изучаемый материал, открывает перспективы для их творческого
5

применения. Данный уровень позволяет проявить себя в дополнительной самостоятельной
работе.
В течение третьего года обучения:
1. Самостоятельное или с небольшой помощью, создание выразительных образов, сохраняя
непосредственность и живость детского восприятия.
2. Способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащение цветовой гаммы
рисунков.
3.Совершенствование изобразительных умений и навыков детей в различных видах
рисования.
4. У ребѐнка формируются практические художественные умения и в результате складывается опыт художественно-творческой деятельности. 5.Развиваются способности,
которые позволяют ребѐнку самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и
освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и
самостоятельно применять в творческих ситуациях.
Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки
образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с
ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения
капитального ремонта здания, образовательный процесс может организовываться
- с применением дистанционных технологий и электронного обучения;
- по договорам, заключенными со сторонними образовательными и иными организациями,
имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности на право оказывать
образовательные услуги по подвиду «Дополнительное образование детей и взрослых» (на
основании

договора безвозмездного пользования помещений или

договора сетевого

взаимодействия).
Направленность
Направленность программы: художественная
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает
обучение детей с 4 до 7 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к
уровню образования.

6

Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: дети с ОВЗ
в том числе.
Наполняемость группы
Ожидаемое количество детей в одной группе: 6-12 человек.
Срок реализации программы
Срок освоения программы - 3 года.
Объем
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных
часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы
составляет 204 часа, из них:
1 год обучения – 68 учебных часов;
2 год обучения – 68 учебных часов;
3 год обучения – 68 учебных часов;
Режим занятий
- первый год обучения – 2 раза в неделю (2 учебных часа для возраста 4-5 лет - 20 минут);
- второй год обучения - 2 раза в неделю (2 учебных часа для возраста 5-6 лет - 25 минут);
- третий год обучения - 2 раза в неделю (2 учебных часа для возраста 6 – 7 лет - 30 минут).
После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв.
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий
- теоретические;
- практические.
Цель и задачи программы
Цель: направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях
формирования

эстетического

отношения

к

окружающему

миру

и

творческой

самореализации в изобразительной деятельности.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач:
7

1. Раскрыть природу изобразительного искусства как результат творческой деятельности
человека.
2. Формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству как отражению
жизни во всем ее многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе
как части мироздания.
3. Развивать эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс
«эстетического переживания пережитого».
4. Знакомить с деятельностью художника (и народного мастера) на всех его уровнях:
восприятие–исполнительство – творчество.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач:
Образовательные:
- научить свободно экспериментировать с художественными материалами
и инструментами.
- познакомить с универсальным «языком» искусства – средствами
художественно-образной выразительности.
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятия художественных образов (в
произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как
эстетических объектов.
- развивать художественно-творческие способности в продуктивных
видах детской деятельности с применением нетрадиционных техник
рисования.
Воспитательные:
- сформировать индивидуальный художественно-эстетический опыт

с

помощью воображения и эмпатии.
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
- приобщить детей к творческой активности
эстетическом освоении окружающего мира.

8

в художественно-

2. Содержание программы
Программа состоит из шести разделов:
I раздел: «Знакомство с графикой».
II раздел: «Знакомство с живописью».
III раздел: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования».
IV раздел: «Рисуем акварелью».
V раздел: «Смешанные техники рисования».
VI раздел: «Декоративное рисование».

9

Учебный план
№
п
/
п
1
1

Разделы

Первый год
обучения
колиз них:
во
теор практ
часов .час часть
ть
2
3
4
5
«Знакомство с
2
6
8
графикой».

Второй год обучения
колво
часов

из них:
теор практ
часть часть

Третий год обучения
колво
часов

Форма
контроля

из них:
теор.
практ
часть
часть

6
7

7
1

8
6

9
10

10
3

11
7

12
Выставка
работ

2 «Знакомство с
живописью».

25

5

20

26

5

21

20

4

16

Выставка
работ

3 «Знакомство с
нетрадиционн
ыми
техниками
рисования».

16

3

13

17

3

14

12

4

8

Выставка
работ

4

«Рисуем
акварелью».

9

3

6

8

2

6

10

2

8

Выставка
работ

5

«Смешанные
техники
рисования».

6

2

4

8

2

6

8

2

6

Выставка
работ

6 «Декоративно
е рисование»

4

1

3

2

1

1

8

2

6

Выставка
работ

Итого в год:

68

68

Общее
количество
занятий за
весь период
обучения

10

68

Выставка
работ

204

Выставка
работ,
участие в
конкурсах,
педагогичес
кое
наблюдение,
диагностика

№
п/п

1
1
2
3

4
5
6

№
п/п

1
1
2
3

4
5
6

№
п/п

1
1
2
3

Учебный план модуля «Стартовый»
Разделы
Первый год
Формы
обучения
контроля
кол-во
из них:
часов
теор.
практ
часть
часть
2
3
4
5
6
«Знакомство с графикой».
2
6
Беседы, опросы,
8
педагогические наблюдения,
«Знакомство с живописью».
5
20
25
анализ рисунков; два раза в
«Знакомство с
3
13
16
год, в начале и в конце года
нетрадиционными техниками
рисования».
«Рисуем акварелью».
3
6
9
«Смешанные техники
2
4
6
рисования».
«Декоративное рисование»
1
3
4
Итого в год:
68
Учебный план модуля «Базовый»
Разделы
Второй год
Формы
обучения
контроля
кол-во
из них:
часов
теор.
практ
часть
часть
2
3
4
5
6
«Знакомство с графикой».
1
6
7
«Знакомство с живописью».
5
21
26
«Знакомство с
3
14
Беседы, опросы,
17
нетрадиционными техниками
педагогические наблюдения,
рисования».
анализ рисунков; два раза в
год, в начале и в конце года
«Рисуем акварелью».
2
6
8
«Смешанные техники
2
6
Выставки рисунков
8
рисования».
«Декоративное рисование»
1
1
2
Итого в год:
68
Учебный план модуля «Продвинутый»
Разделы
Третий год
Формы
обучения
контроля
кол-во
из них:
часов
теор.
практ
часть
часть
2
3
4
5
6
«Знакомство с графикой».
3
7
10
«Знакомство с живописью».
4
16
20
«Знакомство с
4
8
Беседы, опросы,
12
нетрадиционными техниками
педагогические наблюдения,
рисования».
анализ рисунков; два раза в
11

год, в начале и в конце года
4
5
6

«Рисуем акварелью».
«Смешанные техники
рисования».
«Декоративное рисование»
Итого в год:

10
8

2
2

8
6

8
68

2

6

Выставки рисунков

10.Участие в конкурсах, выставках, мероприятиях детского сада
3. Планируемые результаты
Модуль 1. «Стартовый»
Учащиеся умеют:
- активно, уверенно, с интересом изображают знакомые объекты и явления (бытовые,
природные, социальные);
- самостоятельно находят и воплощают в рисунке, простые сюжеты на темы окружающей
жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов, передавая при этом свое
отношение к окружающему миру;
- в создаваемых образах передают доступными графическими, живописными средствами
различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура,
характерные детали);
- уверенно владеют разными художественными техниками;
Учащиеся знают:
- начинают понимать «язык искусства»;
-

выражают

свои

представления,

переживания,

чувства,

мысли

доступными

изобразительно-выразительными средствами;
Личностные результаты:
- проявляют эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов и
жанров искусства.
Модуль 2. «Базовый»
Учащиеся умеют:
- самостоятельно создают выразительные образы различных объектов и явлений
окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом стараются
передать не только основные признаки (форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых
объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а также выразить свое личное
отношение;
- стремятся к воплощению развернутых сюжетов;
12

- успешно, самостоятельно и с интересом применяют освоенные художественные техники и
способы, свободно сочетают их для реализации своих творческих замыслов;
Учащиеся знают:
- новые техники изображения (монотипия, коллаж, мозаика, и др.)
- как использовать в работах различные изобразительно-выразительные средства (форма,
линия, цвет, ритм, композиция).
Личностные результаты:
К 6 годам ребенок с увлечением рассматривает произведения изобразительного и
декоративно-прикладного искусства;
- замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном),
выражая свое индивидуальное эмоционально-ценностное отношение.
Модуль3. «Продвинутый»
Учащиеся умеют:
К 7 годам дети самостоятельно, свободно, увлеченно, с ярко выраженным и устойчивым
интересом создают оригинальные образы и сюжетные композиции различной тематики из
близкого окружения (семья, детский сад, бытовые общественные и природные явления,
флора, фауна, деревня, город, праздники);
- а также на основе своего представления о «далеком» (природа и культура на других
континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» (приключения);
- с интересом осваивают новые способы создания образа и изобретает свои в процессе
художественного экспериментирования;
- умеют планировать работу;
Учащиеся знают:
-

как

творческих

работах

передать

различными

изобразительно-выразительными

средствами свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый
человечек, добрый или злой сказочный персонаж);
- как реализовать творческие замыслы, свободно сочетают разные виды художественнопродуктивной деятельности;
- как использовать освоенные художественные техники и изобразительно - выразительные
средства как особый «язык искусства»;
Личностные результаты:
- выражают свое эмоционально-ценностное отношение в работах;
- охотно сотрудничают с другими детьми в процессе создания коллективной композиции;
13

- интересуются изобразительным и декоративно-прикладным искусством;
- выражают свое отношение к эстетическим объектам и явлениям (красиво, нравится,
любуюсь);
- имеют опыт «зрителя» в художественном музее и на арт-выставке
4. Организационно-педагогические условия программы
Материально - техническое обеспечение
Организация образовательного процесса происходит в помещении изостудии
расположенном на первом этаже здания БМАДОУ № 41.
Кабинет площадью 63,8 кв. м. оборудован:


Столы детские – 12 шт.;



стулья детские – 24 шт.;



мольберты – 12 шт.;



шкафы для наглядных пособий – 4 шт.



письменный стол – 1 шт.



стул – 1 шт.



умывальник для детей – 2 шт.



кварцеватель – 1 шт.



интерактивная доска – 1 шт.



проектор – 1 шт.



ноутбук – 1 шт.



телевизор – 1 шт.



магнитофон – 1 шт.



DVD плеер – 1 шт.

Художественные материалы, инструменты и их «заместители»:
Бумага, основа для композиций
•

Листы белой и тонированной бумаги в формате А4, АЗ.

•

Рулоны обоев на бумажной основе.

•

Белый и цветной картон.

•

Наборы цветной и бархатной бумаги.

•

Иллюстрации из старых журналов, цветных газет, буклеты (фактурная по
окраске бумага); старые календари.

•
•

Салфетки бумажные (белые и цветные).
Кисти разных размеров (круглые, плоские ).
14

•

Краски гуашевые.

•

Краски акварельные.

•

Краски акриловые (для педагога).

•

Тушь цветная (для экспериментирования и тонирования бумаги).

•

Цветные и простые карандаши.

•

Фломастеры.

•

Пастель (начиная со старшей группы).

•

Восковые мелки

•

Гелевые ручки и краски.

•

Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий).

•

Клей, клеящие карандаши, клейстер.

•

Клеевые кисточки.

•

Степлеры и канцелярский нож.

•

Ватные палочки.

•

Губки и мочалки разных размеров ткань грубого плетения, тряпочки.

•

Штампики, колпачки фломастеров.

•

Скрепки и прищепки декоративные.

•

Скотч.
Информационно-телекоммуникационные сети:

-компьютер, подключен к сети Интернет.
Аппаратно-программные средства:
- операционная система MicrosoftWindowsXP;
- MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel – электронные
таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных презентаций,
InternetExplorer- веб- браузер).
Аудиовизуальные средства:
- телевизор;
- музыкальный центр;
- мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук.

15

Методическое и информационное обеспечение
Автор, название, год издания:
учебного, учебно-методического
издания и (или) наименование электронного образовательного,
информационного ресурса (группы электронных образовательных,
информационных ресурсов)

Вид
образовательно
го
и
информационн
ого ресурса
(печатный
/
электронный)

учебные, учебно-методические издания
• Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Художественное Печатный
воспитание и развитие. 2019.
•

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, Печатный
конспекты

занятий, методические

рекомендации.

Средняя

группа. 2019.
•

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование,

Печатный

конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая
группа. 2019.
•

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, Печатный
конспекты

занятий,

методические

рекомендации.

Подготовительная к школе группа. 2019.
•

Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду.

Печатный

Занятия в изостудии. 2019.
•

Лыкова

И.А.

Изобразительная

деятельность

детей

с

Печатный

особенностями развития. 2011..
•

Лыкова

И.А.

Домашние

животные:

учебно-методическое

Печатный

пособие для занятий с детьми 5-7 лет. 2012.
•

Лыкова И.А. Животные-1: Учебно-методическое пособие для

Печатный

занятий с детьми 5-7 лет. 2010.
•

Лыкова И.А. Животные-2: Учебно-методическое пособие для

Печатный

занятий с детьми 5-7 лет. 2012.
•

Лыкова И.А. Растения-1: Учебно-методическое пособие для

Печатный

занятий с детьми 5-7 лет 2009.
•

Лыкова И.А. Растения-2: Учебно-методическое пособие для

Печатный

занятий с детьми 5-7 лет . 2011.
•

Лыкова И.А. Цвет в игрушках: Учебно-методическое пособие

Печатный

для занятий с детьми 3-5 лет. 2013.
•

Лыкова И.А. Цвет в природе: Учебно-методическое пособие для
16

Печатный

занятий с детьми 5-7 лет . 2010.
•

Лыкова И.А. Цветы: Учебно-методическое пособие для занятий

Печатный

с детьми 5- 7 лет . 2012.

Кадровое обеспечение
Минимально допустимая квалификация педагога
Профессиональная категория: Первая категория
Уровень образования педагога: Среднее профессиональное
Уровень

соответствия

квалификации:

Педагогом

пройдена

профессиональная

переподготовка по профилю программы.
5. Оценочные материалы
5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе не проводится.
5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе
осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику.
Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в
конце учебного года, согласно календарному учебному графику.
5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для
определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели
и задач программы.
При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы:
При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы:
устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (рисунок)
Формы предъявления результатов – открытый урок, участие в конкурсах, фестивалях,
выставках.
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах
деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой, Б.А. Флѐриной,
А.Е. Шибицкой):


субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решений
творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества;



нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания
художественного образа;

17



большая

динамика

малого

опыта,

склонность

к

экспериментированию

с

художественными материалами и инструментами;


индивидуальный «почерк» детской продукции;



самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных
материалов и средств художественно-образной выразительности;



способность к интерпретации художественных образов;



общая

ручная

18

умелость

Наглядно-методические пособия:
1. Живопись
 Натюрморты
Врубель М. «Сирень»; Кончаловский П. «Персики», «Сирень», «Сирень белая и розовая»
Мане Э. «Белая сирень», «Васильки», «Одуванчики»
Машков И. «Розы в хрустальной вазе», «Синие сливы»
Садовников В. «Цветы и фрукты»
Толстой Ф. «Букет цветов, бабочка и птичка», «Клубника»
Хруцкий И. «Натюрморт со свечой», «Фрукты»
 Пейзажи
Айвазовский И. «Волна», «Девятый вал», «Радуга», «Чѐрное море»
Бакшеев В. «Голубая весна»
Борисов-Мусатов В. «Весна»
Бродская Л. «Овѐс», «Таѐжный мороз»
Бродский И. «Осенние листья»
Васильев Ф. «Деревенский пейзаж», «Мокрый луг», «Оттепель», «Перед дождѐм»
Васнецов В. «Река Вятка»
Волков Е. «Ранний снег»
Гаврилов В. «Свежий ветер»
Грабарь И. «Иней», «Мартовский снег»
Грицай А. «Весна в городском парке», «Ледоход»
Дубовский Н. «Притихло»
Жуковский С. «Заброшенная терраса», «Зимний вечер»
Зверьков Е. «Голубой апрель», «Ледоход на Мезени»
Куинджи А.И. «Днепр утром», «Зима», «На Севере диком», «Ночь над Днепром»
Куприянов М.«Абрамцево», «Солнечный день»
Левитан И.«Большая вода», «Весна. Большая вода», «Золотая осень», «Март», «Озеро. Русь»
Мухин А.«Последний снег»
Остроухов И.«Золотая осень», «Осень»
Поленов В.«Московский дворик»
Полюшенко А.«Май»
Рерих Н.«Небесный бой»
Ромадин Н.«Весна», «Кудинское озеро»
19

Рылов А.«В голубом просторе»
Саврасов А.«Грачи прилетели», «Осень»
Саврасов В.«Радуга»
Сомов К.«Радуга»
Степанов А.«Журавли летят», «Лоси»
Шишкин И.И.«Берѐзовая роща», «Дебри», «Зимний лес», «Зимний лес. Иней»
«Корабельная роща», «Рожь», «Утро в сосновом бору»
Щербаков Б.«Тишина. Озеро Неро»
 Портреты
Аргунов И.«Автопортрет», «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»
Боровиковский В.«Портрет Лопухиной»
Брюллов К.«Автопортрет», «Всадница», «Итальянский полдень», «Портрет А.Н. Демидова»
Василенко В.«Юрий Гагарин»
Васнецов А.«Весна» Васнецов В.«Автопортрет, «Гусляры», «Снегурочка»
Венецианов А.«Портрет крестьянской девочки», «Спящий пастушок»
Дейнека А.«Автопортрет», «Бег», «Раздолье», «Тракторист», «Юность»
Кипренский О.«Автопортрет», «Бедная Лиза»
Кончаловский П.«Автопортрет»
Крамской И.«Неизвестная»
Кустодиев Б.«Автопортрет», «Купчиха»
Левитан И.«Автопортрет»
Лиотар Ж.-Э.«Шоколадница»
Ломакин 0.«Портрет экскаваторщика Н. Мокина»
Маковский К.«Дети, бегущие от грозы»
Матейко Я.«Портрет детей художника»
Мурильо.«Мальчик с собакой»
Нестеров М.«Портрет В.И. Мухиной», «Портрет скульптора Ивана Дмитриевича
Шадра» Перов В.«Тройка»
Прянишников И.«Воробьи»
Ракша Ю.«Дети на изгороди»
Рембрандт. «Портрет пожилой женщины»
Репин И.«Стрекоза»
Матвеев Ф.«Вид Рима. Колизей»
Пименов Ю.«Новая Москва»
20

Поленов В.«Московский дворик»
Сергеев М.«Сказание о невидимом граде Китеже»
Щербаков Б.«Ростов Великий»
Юон К.«Купола и ласточки»
 Открытки и календари (плакаты) с видами города (или областного центра), в котором
проживают дети
 Открытки с видами Москвы, Санкт-Петербурга
Список дополнительной литературы для педагога.
1. Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2010.
2. Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М.: Эксмо-Пресс, 2012.
3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Владос-Пресс, 2009.
4. Григорьева Г.Г. Игровые приѐмы в обучении дошкольников изобразительной
деятельности. - М., 2010.
5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.:
Академия, 2010.
6. Давыдов

В.В.

Проблемы

развивающего

обучения:

Опыт

теоретического

и

экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 2009.
7. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. - М.:
Просвещение, 2009.
8. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные пики,
сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
9. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
10. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов,
педагогов, - М.: ТЦ Сфера, 2010.
11. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного
и младшего школьного возраста). - М.: ТЦ Сфера, 2011.
12. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для
воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
13. Комарова Т.С. Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. - М.:
Педагогическое общество России, 2011.
14. Копцева Т.П. Природа и художник. - М.: Сфера, 2010.
21

15. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного
конструирования. - Ярославль: Академия развития, 2011.
16. Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. - СПб.: Детство-Пресс, 2011.
17. Лялина Л.А. Дизайн и дети (из опыта методической работы). - М.: ТЦ Сфера, 2009.
18. Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... - М.: Апрель: ACT,
2011.
19. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным
искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
20. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском
саду. - М.: Просвещение, 2008.

22

Приложение
Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад № 41»

Принята:
Педагогическим советом
Протокол от «30» августа 2023г. № 1

Рабочая программа педагога к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе художественной направленности по изобразительной деятельности
«Цветные ладошки»
Модуль I. «Стартовый»

Возраст учащихся: 4-7 лет
Срок реализации: 3 года

Составитель программы:
Топоркова Т.В.
педагог дополнительного образования

г. Березовский
2023 г.
23

Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе по изобразительной

деятельности

«Цветные ладошки» является

частью

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой
календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения.
В этом возрасте педагог поддерживает интерес детей к творческому освоению
изобразительных материалов (краски гуашь и акварель, пастель) и художественных
инструментов (кисть, карандаш, фломастер, мелок, штампики ); знакомит с новыми способами
рисования; воспитывает самостоятельность, инициативность, уверенность, благодаря чему
дети:
-

с интересом создают образы и простые сюжеты (по представлению, с натуры и по

собственному замыслу), уверенно передают основные признаки изображаемых объектов
(структуру, пропорции, цвет); самостоятельно находят композиционное решение с учетом
замысла, а также размера и формы листа бумаги; создают геометрические и растительные
орнаменты на полосе, квадрате, прямоугольнике;
-

уверенно и свободно используют освоенные изобразительно-выразительные средства

(линия, штрих, мазок, пятно, форма, ритм и др.) для создания сюжетных и орнаментальных
композиций с учетом особенностей художественного пространства (форма, размер и цветовое
решение

фона);

увлеченно

экспериментируют

с

художественными

материалами

и

инструментами;
-

обследуют и более точно передают форму объектов через обрисовывающий жест;

координируют движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом
пространстве, мелкие – для прорисовывания деталей, ритмичные – для рисования узоров,
локальные – в процессе штриховки и возвратные – в процессе тушевки).
Педагог проявляет уважение к художественным интересам каждого ребенка, бережно
относится

к

результатам

его

творческой

деятельности;

создает

условия

для

экспериментирования и самостоятельного художественного творчества.
Консультирует родителей (или их законных представителей), как поддержать
индивидуальные интересы и способности ребенка, каким образом организовать дома его
художественную деятельность и создать портфолио творческого развития.

24

Модуль 1 «Стартовый»: предполагает обязательный минимум и минимальную сложность,
предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в
основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения.
Цели и задачи модуля «Стартовый»:
- развитие эстетического восприятия и творческого воображения; обогащение детей
художественными впечатлениями; ознакомление с произведениями изобразительного,
народного и декоративно-прикладного искусства; формирование первого представления о
дизайне; знакомство с «языком искусства» на доступном уровне;
- расширение тематики детских работ (природа, бытовая культура, человек, сказочные и
поэтические сюжеты), поддержка желания изображать знакомые бытовые и природные
объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также
явления природы (дождь, радуга, снегопад, град)
-

осмысление взаимосвязей между объектами (в окружающем мире, фольклоре,

художественной литературе) как темы для изображения; самостоятельный поиск замыслов и
сюжетов; выбор способов и средств их воплощение в изобразительной деятельности;
-

расширение художественного опыта детей; содействие развитию «умной моторики» и

дальнейшему

освоению

базовых

техник

рисования,

создание

условий

для

экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительновыразительными средствами (пятно, линия, штрих, форма, ритм);
- содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
стимулирование интереса к выражению своих представлений и эмоций в художественной
форме;
- создание оптимальных условий для развития уникальной личности ребенка, ее свободного
проявления в художественном творчестве.
Планируемые результаты
Учащиеся умеют:
- активно, уверенно, с интересом изображают знакомые объекты и явления (бытовые,
природные, социальные);
- самостоятельно находят и воплощают в рисунке, простые сюжеты на темы окружающей
жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов, передавая при этом свое
отношение к окружающему миру;

25

- в создаваемых образах передают доступными графическими, живописными средствами
различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные
детали);
- уверенно владеют разными художественными техниками;
Учащиеся знают:
- начинают понимать «язык искусства»;
- выражают свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительновыразительными средствами;
Личностные результаты:
- проявляют эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов и
жанров искусства.
Наиболее распространенные методы организации занятия в изостудии:
- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации,
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.

26

№

Разделы

Учебный план модуля «Стартовый»
Первый год
обучения

п/п
кол-во
часов

Формы
контроля

из них:
теор.

практ

часть

часть

1

2

3

4

5

6

1

«Знакомство с графикой».

8

2

6

Беседы, опросы,

2

«Знакомство с живописью».

25

5

20

педагогические наблюдения,

3

«Знакомство с

16

3

13

анализ рисунков; два раза в
год, в начале и в конце года

нетрадиционными техниками
рисования».
4

«Рисуем акварелью».

9

3

6

5

«Смешанные техники

6

2

4

«Декоративное рисование»

4

1

3

Итого в год:

68

рисования».
6

27

Приложение
Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад № 41»

Принята:
Педагогическим советом
Протокол от «30» августа 2023г. № 1

Рабочая программа педагога к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе художественной направленности по изобразительной деятельности
«Цветные ладошки»
Модуль 2. «Базовый»

Возраст учащихся: 4-7 лет
Срок реализации: 3 года

Составитель программы:
Топоркова Т.В.
педагог дополнительного образования

г. Березовский
2023 г.
28

Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе по изобразительной

деятельности

«Цветные ладошки» является

частью

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой
календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения.
Во 2 модуле «Базовый» педагог углубляет интерес детей к самостоятельному освоению
изобразительных материалов, инструментов и художественных техник; поддерживает и
поощряет креативность, активность, инициативность и самостоятельность, благодаря чему
дети:
-

совершенствуют технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно

смешивают краски, чтобы получить новые цвета и оттенки, в т.ч. светлотные; уверенно
пользуются кистью, рисуют всем ворсом кисти или концом); создают образ с помощью
нескольких цветов или оттенков (например, разные оттенки коричневого при изображении
ствола дерева, два-три оттенка красного цвета при изображении яблока);
-

осваивают различные приемы рисования восковыми мелками; при этом свободно

используют разные цвета и оттенки, стараются регулировать темп, амплитуду и силу нажима;
- передают форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное
размещение частей; понимают, из каких деталей складываются многофигурные композиции,
как по-разному выглядит один и тот же объект с разных сторон, каким образом учитываются
особенности художественного пространства (форма, величина, фактура фона);
- передают несложные движения, изменяя статичное положение тела или его частей; при
создании сюжета отображают несложные смысловые связи между объектами, стараются
показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу),
используя для ориентира линию горизонта.
Цели и задачи модуля «Базовый»:
- развитие предпосылок ценностно смыслового восприятия и понимания произведений
искусства; ознакомление с произведениями и художественным «языком» разных видов
изобразительного (живопись, графика) и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и
дизайна;
- развитие эстетического восприятия и творческого воображения, обогащение зрительных
впечатлений, приобщение к родной и мировой культуре, формирование эстетических чувств и
оценок, воспитание художественного вкуса, формирование эстетической картины мира;

29

- обогащение содержание художественной деятельности в соответствии с задачами
познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; расширение
тематики для свободного выбора детьми интересных сюжетов о своей семье, жизни в детском
саду, о бытовых, общественных и природных явлениях с пониманием различных взаимосвязей
и причин событий как ключевой идеи сюжета.
- поддержка интереса к воплощению в самобытной художественной форме своих личных
представлений, переживаний, чувств, отношений; - обогащение художественного опыта детей;
содействие дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки,
художественного конструирования и труда; совершенствование умений во всех видах
художественной деятельности с учетом индивидуальных способностей;
- развитие способностей к осмысленному восприятию и творческому освоению формы,
линии, цвета, ритма, объема, пропорций, композиции как особого «языка искусства» и его
изобразительно-выразительных средств;
- содействие осмыслению связей между формой и содержанием произведения в
изобразительном искусстве; между формой, декором и функцией предмета в декоративноприкладном искусстве; между формой, назначением и пространственным размещением
объекта в архитектуре, конструировании и разных видах дизайна;
-

создание

условий

для

экспериментирования

с

художественными

материалами,

инструментами, изобразительно-выразительными средствами, свободного интегрирования
разных видов художественного творчества;
- содействие формированию эстетического отношения к окружающему миру и «Я»-концепии;
создание оптимальных условий для развития целостной личности ребенка и ее свободного
проявления в художественном творчестве
Планируемые результаты
Учащиеся умеют:
-

самостоятельно

создают

выразительные

образы

различных

объектов

и

явлений

окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом стараются
передать не только основные признаки (форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых
объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а также выразить свое личное отношение;
- стремятся к воплощению развернутых сюжетов;
- успешно, самостоятельно и с интересом применяют освоенные художественные техники и
способы, свободно сочетают их для реализации своих творческих замыслов;
Учащиеся знают:
30

- новые техники изображения (монотипия, коллаж, мозаика, и др.)
- как использовать в работах различные изобразительно-выразительные средства (форма,
линия, цвет, ритм, композиция).
Личностные результаты:
К 6 годам ребенок с увлечением рассматривает произведения изобразительного и
декоративно-прикладного искусства;
- замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном),
выражая свое индивидуальное эмоционально-ценностное отношение.
Наиболее распространенные методы организации занятия в изостудии:
- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации,
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.

31

Учебный план модуля «Базовый»
№

Разделы

п/п

Второй год

Формы

обучения

контроля

кол-во
часов

из них:
теор.

практ

часть

часть

1

2

3

4

5

1

«Знакомство с графикой».

7

1

6

2

«Знакомство с живописью».

26

5

21

3

«Знакомство с

17

3

14

6

Беседы, опросы,

нетрадиционными техниками

педагогические наблюдения,

рисования».

анализ рисунков; два раза в
год, в начале и в конце года

4

«Рисуем акварелью».

8

2

6

5

«Смешанные техники

8

2

6

«Декоративное рисование»

2

1

1

Итого в год:

68

рисования».
6

32

Выставки рисунков

Приложение
Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад № 41»

Принята:
Педагогическим советом
Протокол от «30» августа 2023г. № 1

Рабочая программа педагога к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе художественной направленности по изобразительной деятельности
«Цветные ладошки»
Модуль 3. «Продвинутый»

Возраст учащихся: 4-7 лет
Срок реализации: 3 года

Составитель программы:
Топоркова Т.В.
педагог дополнительного образования

г. Березовский
2023 г.
33

Пояснительная записка
Рабочая

программа

педагога

по

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программе по изобразительной деятельности «Цветные ладошки» является
частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет
собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения.
В этом возрасте педагог продолжает углублять интерес детей к самостоятельному
освоению изобразительных материалов, инструментов и художественных техник;
поддерживает уверенность, инициативность, творческие замыслы, благодаря чему дети:
- мотивированно, осмысленно, творчески
- совершенствуют технику рисования красками (гуашевыми и акварельными), карандашами,
фломастерами, гелевыми ручками, восковыми и пастельными мелками;
- свободно комбинируют изобразительные материалы (уголь и гуашь, акварель и восковой
мелок); делать эскиз; уверенно регулируют темп, амплитуду и силу нажима;
- создают различные композиции с учетом особенностей листа бумаги или иной поверхности
(форма, величина, цвет и фактура фона);
- делят лист бумаги линей горизонта на равные и неравные части;
- выстраивают два-три плана (передний, задний);
- пытаются передавать глубину пространства (размещать более близкие и далекие предметы,
не обязательно изменяя их размеры).
2.Цели и задачи модуля:
- дальнейшее развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства; формирование эстетического отношения к окружающему миру и
картины мира; создание условий для воплощения в художественной форме личных
представлений, переживаний, чувств; создание оптимальных условий для развития целостной
личности ребенка и ее многогранного проявления в художественном творчестве;
- ознакомление детей с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись,
графика, скульптура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой,
сказочный, исторический, батальный); приобщение к древнейшему декоративно-прикладному
искусству и новейшему искусству дизайна в разнообразии его видов (архитектурный,
ландшафтный, костюмный, театральный, книжный, и др.);
- поддержка интереса к освоению «языка искусства » для более свободного «общения» с
художником, дизайнером;
- воспитание культуры «зрителя»,
34

- обогащение художественного опыта детей; расширение содержания художественной
деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития старших
дошкольников;
- создание условий для дальнейшего освоения детьми базовых техник рисования; поддержка
желания детей по своей инициативе интегрировать разные виды художественно-продуктивной
деятельности (например, аппликация+рисование) и различные художественные техники;
- развитие творческого воображения;
- поддержка стремления детей к самостоятельному созданию новых художественных образов
и композиций (которые отличаются оригинальностью, гибкостью, подвижностью) в разных
видах изобразительной и декоративно-оформительской деятельности;
- развитие специальных способностей к изобразительной деятельности; совершенствование
технических умений как общей ручной умелости и «осмысленной моторики»;
- поддержка интереса к изображению объектов реального и фантазийного мира с натуры, по
представлению и собственному замыслу, с более точной передачей формы, строения,
пропорций, фактуры, особенностей движения, характера и настроения создаваемых образов, а
также с передачей взаимоотношения как основы сюжета;
- развитие композиционных умений: размещение объектов в соответствии с общим
творческим замыслом и с учетом особенностей формы, величины, протяженности, динамики
составляющих элементов; создание композиций в зависимости от темы и сюжета; выделение
зрительного центра; планирование работы; использование наглядных способов планирования
(эскиз, композиционная схема);
- создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами,
инструментами, изобразительно-выразительными средствами; поддержка самостоятельного
художественного творчества с учетом возрастных и гендерных особенностей,
индивидуальных способностей каждого ребенка.
Учащиеся умеют:
К 7 годам дети самостоятельно, свободно, увлеченно, с ярко выраженным и
устойчивым интересом создают оригинальные образы и сюжетные композиции различной
тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые общественные и природные
явления, флора, фауна, деревня, город, праздники);
-

а также на основе своего представления о «далеком» (природа и культура на других

континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» (приключения);
- с интересом осваивают новые способы создания образа и изобретает свои в процессе
художественного экспериментирования;
35

- умеют планировать работу.
Планируемый результат:
Учащиеся знают:
- как творческих работах передать различными изобразительно-выразительными средствами
свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый человечек, добрый
или злой сказочный персонаж);
-

как реализовать творческие замыслы, свободно сочетают разные виды художественно-

продуктивной деятельности;
- как использовать освоенные художественные техники и изобразительно - выразительные
средства как особый «язык искусства»;
Личностные результаты:
- выражают свое эмоционально-ценностное отношение в работах;
- охотно сотрудничают с другими детьми в процессе создания коллективной композиции;
- интересуются изобразительным и декоративно-прикладным искусством;
- выражают свое отношение к эстетическим объектам и явлениям (красиво, нравится,
любуюсь);
- имеют опыт «зрителя» в художественном музее и на арт-выставке
Наиболее распространенные методы организации занятия в изостудии:
- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации,
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;

-

беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
36

№

Разделы

Учебный план модуля «Продвинутый»
Третий год

п/п

обучения
кол-во
часов

Формы
контроля

из них:
теор.

практ

часть

часть

1

2

3

4

5

1

«Знакомство с графикой».

10

3

7

2

«Знакомство с живописью».

20

4

16

3

«Знакомство с

12

4

8

6

Беседы, опросы,

нетрадиционными техниками

педагогические наблюдения,

рисования».

анализ рисунков; два раза в
год, в начале и в конце года

4

«Рисуем акварелью».

10

2

8

5

«Смешанные техники

8

2

6

«Декоративное рисование»

8

2

6

Итого в год:

68

рисования».
6

37

Выставки рисунков


Наверх

На сайте используются файлы cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.