Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа Речецветик

Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад № 41»
Принята:
Педагогическим советом
Протокол от «30» августа 2023г. № 1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РЕЧЕЦВЕТИК»
ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
(для детей 3 – 7 лет)
Срок реализации – 1 год

Авторы – составители:
Голендухина Алена Владимировна, учитель-логопед,
Михайлова Екатерина Сергеевна, учитель-логопед.

г. Березовский, 2023 г.

Структура дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы по индивидуальной
коррекционной логопедической работе «Речецветик»
1. Пояснительная записка
- нормативно-правовые основания разработки программы;
- сведения о программе;
- характеристика программы (ее значимости);
- направленность;
- адресат;
- срок реализации программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- форма и организация индивидуальных занятий;
- цель и задачи программы.
2. Содержание программы
-учебный план;
-содержание учебного плана.
3. Планируемые результаты
- планируемые результаты;
- оценочные материалы.
4. Организационно-педагогические условия программы
- методические материалы;
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение (печатное и электронное);
- кадровое обеспечение.
5. Приложения
- речевая карта (Приложение 1);
- календарный учебный график (Приложение 2);
- индивидуальные учебные планы (Приложение 3).
2

1. Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания разработки программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по
индивидуальной коррекционной логопедической работе «Речецветик»
составлена на основе нормативно-правовых документов, определяющих
содержание дошкольного образования:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»,
- приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»,
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
- приказа Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования»,
- приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г.
№ 613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
- производственный календарь 2023г. утвержденный Постановлением
Правительства РФ, Производственный календарь 2024г. утвержденный
Постановлением Правительства РФ.

3

Сведения о программе
Дополнительная
общеобразовательная
–
дополнительная
общеразвивающая
программа по индивидуальной коррекционной
логопедической работе «Речецветик» составлена для детей 3-7 лет, имеющих
трудности в развитии речи (фонетическое, фонетико-фонематическое
недоразвитие речи), на основе учебно-методических пособий:
- Методическое пособие В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко
«Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». М.: Гном-Пресс, 2001г.;
- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до
школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М.,
2015 г.) и с учетом примерных программ:
- Программа «Коррекция нарушений речи» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.,
Туманова Т.В., Лагутина А.В. (М.,2011).
- «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7
лет» Нищевой Н.В. (СПб., 2015).
Характеристика программы (ее значимости)
Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и
затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону,
лексику, грамматический строй, семантику. Самыми распространѐнными
недостатками речи у детей являются различные виды нарушений
звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного
звука другим, искажения имеющегося звука.
Фонетическим нарушением речи (далее - ФНР) называется, когда
дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного
аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится
неточно, но при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической
системы данного языка, а звучит искаженно и это не влияет на смысл слова.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее - ФФНР)- это
нарушение процессов формирования произносительной системы родного
языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов
восприятия и произношения звуков.
Данная программа доступна к применению в условиях дошкольной
образовательной организации, с ее помощью у детей дошкольного возраста
сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьется
фонематическое восприятие, навыки звуко – слогового анализа и синтеза,
автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется
связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

4

Направленность
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
предусматривает обучение детей 3-7 лет, имеющих трудности в развитии
речи (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи). К
освоению
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню
образования.
Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на
обучение: дети без ОВЗ, дети с ОВЗ, дети-инвалиды.
Срок реализации программы
Срок реализации программы – 1 год.
Срок освоения программы может варьироваться (сокращен или
продлен) в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.
Объем
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения в
2023-2024 учебном году, необходимых для освоения программы составляет
68 часов.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу.
Продолжительность занятий:
1. Дети 3-4 лет - 15 мин.
3. Дети 4-5 лет - 20 мин.
4. Дети 5-6 лет – 25 мин.
5. Дети 6-7 лет – 30 мин.
Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха обучающихся организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, по представлению педагогических
работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних
обучающихся и возрастных
особенностей обучающихся. (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» п.13)

Форма и организация индивидуальных занятий
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Форма работы: индивидуальная образовательная деятельность.
5

Организация индивидуальных занятий.
Каждое занятие включает в себя несколько этапов:
 Артикуляционная (речевая) гимнастика.
 Дыхательная гимнастика.
 Пальчиковая гимнастика.
 Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
 Постановка звука.
 Автоматизация поставленного звука.
 Дифференциация звуков.
 Введение звука в активную речь. Развитие связной выразительной
речи.
На всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость,
целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что поможет ребенку в
дальнейшем хорошо учиться. Поскольку новый навык вырабатывается не
сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем
этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение
материала предыдущего этапа.
В процессе занятий используются различные формы работы и
методические приѐмы:
Дидактические игры, упражнения.
 Компьютерные игры
 Беседы
 Игры – драматизации (с использованием театров сказок)
 Наблюдения
 Чтение художественной литературы
 Заучивание скороговорок, стихов
 Создание иллюстраций к скороговоркам
 Аудио и видеозаписи
 Игровые ситуации
Разнообразие форм индивидуальных занятий позволяет создать условия для
формирования положительной мотивации, что будет способствовать
эффективной работе, и приведет впоследствии к желаемому результату.
В данной программе используются следующие формы игровых ситуаций на
занятии.
1. К нам пришел гость:
1)
он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как
умеет произносить;
2)
гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить
правильно звук и просит его научить;
3)
гость принес с собой разные задания для ребенка и про сит их
выполнить.
В каждом варианте ребенок выполняет предложенные ему задания.
2. Идем в гости
6

В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По дороге ему
приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания
логопеда или встреченных в пути персонажей. (Оборудовать и провести
такое занятие можно как настольный театр.) Мы пришли в гости:
1)
удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем
делать;
2)
поможем хозяевам, которые никак не могут в чем-то разобраться.
3. Посылка
Логопед приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу
или имя его выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки,
картинки, карточки и т.д.), ребенок выполняет приготовленные для него
отправителем задания.
4. Письмо
Этот сюжет аналогичен предыдущему, только задания даются в письменном
виде, а ребенок вместе с логопедом выполняет их, используя имеющийся в
кабинете наглядный и дидактический материал.
5. План
Ребенку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся
конверты с заданиями. Двигаясь по кабинету, ребенок находит и выполняет
приготовленные для него задания. План может подсказать ребенку порядок
их выполнения (например: «Сначала выполни задание из синего конверта,
потом из зеленого...» или «Это задание предложила белка, а кто готовит
следующее — посмотри по плану»).
6. Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад» )
Ребенку предлагается рисованная карта (можно использовать готовую
настольно-печатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому,
обозначая при этом свой путь фишкой (хорошо использовать игрушки из
киндер-сюрприза), ребенок выполняет задания, преодолевая преграды.
Прохождение пути по карте возможно в ходе одного занятия, а может
растянуться и на несколько. В конце пути ребенка ждет сюрприз.
7. Поле чудес
Перед ребенком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово.
Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребенку нужно выполнить
задание логопеда. После того как все слово будет раскрыто, ребенок сам или
с помощью логопеда читает его. Как вариант, это может быть какой-нибудь
персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда ребенок прочитает имя,
логопед выставляет картинку с его изображением или игрушку.
8. Стройплощадка
Ребенок из деталей конструктора или частей разрезной картинки строит дом
(детский сад, школу или любое другое здание). При этом, чтобы завершить
каждый элемент постройки или получить нужную деталь конструктора, часть
картинки, ребенок выполняет задание логопеда. Постройка не должна быть
сложной, а количество деталей должно быть таковым, чтобы ребенок
уложился в отведенное для занятия время (например, домик может быть из
7

нескольких кубиков и готовой крыши, а картинку можно предложить из
шести-девяти частей в зависимости от возраста ребенка).
9. Проявляющаяся картинка
Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка.
После каждого выполненного задания части картинки переворачиваются,
постепенно «проявляя» изображение. Таким образом, к концу занятия
ребенок увидит картинку. Это может быть «подарок» для ребенка
(изображение цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который и
приготовил все задания.
10. Цирк
Цирковые артисты (это могут быть картинки или игрушки) не просто
выступают в цирке, а выполняют задания, при этом ребенок им активно
помогает: например, жонглер ловит мячи с заданным звуком; попугай
передразнивает, повторяя слова; умный слон топает столько раз, сколько
слогов в слове и т.п.
11. Веселая школа
В одном случае ребенок попадает в необычную школу (например, лесную) и
вместе с другими учениками учится сам, помогает другим, выполняя задания
логопеда, который является учителем этой школы или выступает от лица
учителя. В другом случае ребенок может сам быть в роли учителя в подобной
школе и учить своих необычных учеников, показывая им, как нужно
правильно выполнять то или иное задание.
12. Занятие — сказка
В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку
сказки логопед предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания
(замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке,
перехитрить лису и т.д.). На таком занятии может быть использована и
авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с
ребенком с помощью картинок или игрушек. Ребенок не только смотрит и
слушает, но и является активным участником сказки, выполняя
предложенные логопедом задания.
Цель и задачи программы
Цель программы: преодоление фонетического и фонетико-фонематического
недоразвития речи у детей дошкольного возраста, формирование
полноценной фонетической системы языка.
Задачи:
Образовательные:
Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических
компонентов, речевого дыхания.
Формирование полноценных произносительных навыков;
Развитие
фонематического
восприятия,
фонематических
представлений, доступных возрасту форм звукового и слогового анализа,
синтеза;
8

Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного
высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной
речи.
Развитие высших психических функций: слухового и зрительного
внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления,
пространственной ориентировки.
2. Содержание программы
Учебный план
№ п/п
Этапы (разделы)
1
I этап - Диагностика (входная, итоговая)
2
II этап - Формирование артикуляторной
базы
3
III этап - Постановка звуков
4
IV этап - Продолжение постановки звуков,
автоматизация звуков
5
V этап - Дифференциация звуков сходных
по звучанию
6
VI этап - Введение звуков в активную речь
Итого в год:

Количество часов
2
4
6
24
20
12
68

Содержание учебного плана
Диагностика
Цель: изучение уровня речевого развития, уровня развития психических
процессов, постановка логопедического заключения.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
 исследование неречевых психических функций;
 сбор анамнестических данных;
 обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Все данные обследования (а в дальнейшем и результаты работы по
коррекции звукопроизношения) записываются в речевую карту, которая
заполняется в ходе обследования.
Развитие артикуляционной моторики
Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование
сенсомоторных
функций,
психологических
предпосылок
и
коммуникабельности, готовности к обучению. Важно вызвать на этом этапе у
ребенка интерес к логопедическим занятиям.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
9

 формирование точных движений органов артикуляционного аппарата,
направленной воздушной струи;
 отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции
(месту или способу образования), но произносимых ребенком
правильно;
 развитие слухового внимания и слухового контроля;
 развитие звукового восприятия;
 консультации врачей, узких специалистов, при необходимости
медикаментозное лечение, логопедический массаж.
К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда
ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные
движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые
для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.
Постановка звука
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажѐнного
звука (изолировано).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальную работу по
постановке звуков, согласно общепринятой схеме формирования
звукопроизношения:
 объединение отработанных на подготовительном этапе движений и
положений органов артикуляционного аппарата;
 создание артикуляционной базы данного звука;
 добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);
 отработка произношения изолированного звука.
К следующему этапу — автоматизации звука - переходят только тогда, когда
ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной
подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук
(но не звукоподражание).
Автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во
фразовой речи).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
 коррекция дефектов произношения;
 формирование полноценных фонетических представлений (на базе
развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых
обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
 развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;
10

 активизация и расширение словарного запаса;
 обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой,
лексически развитой, грамматически правильной речью).
 развитие психических функций;
Дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в
собственной речи.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
 коррекция дефектов произношения;
 активизация и расширение словарного запаса;
 развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
 развитие слухового внимания и слухового контроля;
 развитие звукового восприятия.
Введение звука в активную речь
Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.
Развитие связной выразительной речи.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя обучение рассказыванию
на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических
упражнениях, по серии сюжетных картинок.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО
КОРРЕКЦИИ ФНР и ФФНР: НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий
проводится по усмотрению логопеда в зависимости от текущих успехов
ребѐнка.
Темы коррекционноразвивающей работы

Содержание
Программное
коррекционносодержание коррекционноразвивающей работы
развивающей работы
I этап (диагностический)
Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях.
Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций.
Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного
аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций.
Особенности динамической стороны речи.
Воспроизведение
звукослоговой
структуры
слова.
Состояние
фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации
звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза.
11

Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и
грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи.
Логопедическое заключение.
II этап (подготовительный)
Развитие внимания. Игровые упражнения. Развивать внимательность,
воображение. Формировать у
усидчивость, стремление
доводить начатое до конца.
Вызвать интерес к занятиям.
Формирование
Пальчиковая
Учить следить за правильным
артикуляционной
гимнастика.
положением органов
базы звуков
Артикуляционная
артикуляции. Формировать
гимнастика.
навыки правильного дыхания.
Мимическая
Общее развитие речевого
гимнастика.
аппарата. Развивать мелкую
Дыхательная
моторику рук. Развитие
гимнастика.
мимики. Закрепить положение
органов артикуляции.
Выработать навыки
правильного дыхания.
Вызвать интерес к
логопедическим занятиям.
Постановка звука
(по подражанию)

Постановка звука
(механическим или
смешанным
способом)

Закрепление звука
(изолировано)

III этап (постановка звука)
Пальчиковая
Учить следить за правильным
гимнастика.
положением органов
Артикуляционная
артикуляции. Развивать
гимнастика.
мелкую моторику рук.
Звукоподражательные Развивать внимание, память.
игры и упражнения
Воспитывать правильное
поведение на занятиях.
Пальчиковая
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика.

Учить следить за правильным
положением органов
артикуляции. Развивать
мелкую моторику рук.
Развивать внимание, память.
Воспитывать правильное
поведение на занятиях
IV этап (автоматизация звука)
Пальчиковая
Учить следить за правильным
гимнастика.
положением органов
Артикуляционная
артикуляции. Развивать
12

Закрепление звука в
слогах

Закрепление звука в
словах

Закрепление звука в
словосочетаниях
Закрепление звука в
предложениях
Закрепление звука в
чистоговорках
Составление
предложений с
использованием
изучаемого звука
Закрепление звука
во фразовой речи

Закрепление звука в
стихах и загадках

гимнастика.
Звукоподражательные
игры и упражнения
Закрепление звука
Пальчиковая
гимнастика.
Звукоподражательные
игры и упражнения
Закрепление звука в
слогах

мелкую моторику рук.

Учить контролировать
артикуляцию. Развивать
слуховую и зрительную
память. Развивать мелкую
моторику рук. Вызвать
интерес к логопедическим
занятиям.
Пальчиковая
Учить контролировать
гимнастика.
собственную речь. Закрепить
Звукоподражательные артикуляцию звука. Развивать
игры.
подвижность
артикуляционного аппарата.
Пальчиковая
Учить контролировать
гимнастика.
собственную речь. Закрепить
Звукоподражательные артикуляцию звука. Развивать
игры.
слуховое внимание.
Игры на развитие
Учить контролировать
слухового внимания. собственную речь. Закрепить
артикуляцию звука. Развивать
слуховое внимание.
Игры на развитие
Учить контролировать
слухового внимания. собственную речь. Закрепить
артикуляцию звука. Развивать
слуховое внимание.
Проговаривание
Закрепить правильное
составленных
произношение звука в
предложений
предложениях. Развитие
мелкой моторики. Развитие
связной речи. Формирование
умения строить предложения.
Игры на развитие
Закрепить правильное
слухового внимания, произношение звука в
памяти.
предложениях. Развитие
мелкой моторики. Развитие
внимания, памяти. Развитие
связной речи.
Разучивание стихов с Закрепить правильное
изучаемым звуком.
произношение звука в стихах.
Развитие мелкой моторики.
13

Игры на развитие
речеслухового
анализатора

Развитие связной речи.
V этап (дифференциация звука)
Пальчиковая
Учить различать звуки
гимнастика
сходные по звучанию. Учить
Игровые упражнения. дифференцировать звуки.
Развивать мелкую моторику
рук.

VI этап (введение звука в активную речь)
Повторение
Игры и упражнения
Формировать уверенность в
изученного.
на развитие
себе. Развивать артикуляцию.
Подведение итогов. речеслухового
Формировать навыки
анализатора
правильной и грамотной речи,
Составление
нормализация просодической
рассказов по картинке стороны речи. Развитие
и на заданные темы.
связной выразительной речи.

3. Планируемые результаты















К четырем годам ребенок:
правильно произносит все гласные и простые согласные звуки;
не нарушает звуко-слоговую структуру двухсложных слов;
проявляет речевую активность, вступает в контакт со сверстниками и
взрослыми,
понимает двухступенчатую инструкцию;
называет предметы, объекты, изображенные на картинке, и действия,
ими совершаемые;
общается с помощью предложений состоящих из двух-трех слов.
К пяти годам ребенок:
различает звуки речи;
различает короткие и длинные слова; похожие и непохожие;
правильно произносит все гласные и согласные звуки русского языка:
изолированно, в словах, во фразовой речи;
различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки;
владеет простыми формами фонематического анализа;
использует в речи простые и сложные предложения;
речь ребенка интонирована.
К шести годам ребенок:
различает все звуки речи;
14

 произносит правильно все гласные и согласные звуки русского
языка: изолированно, в слогах, в словах, во фразах;
 различает понятия ―звук‖, ―буква‖, ―слог‖, ―гласный‖, ―согласный‖ на
практическом уровне;
 произвольно регулирует темп, силу голоса, речевое дыхание;
 использует в речи сложные предложения, правильно согласовывает
слова в предложении;
 использует различные части речи;
 составляет небольшие рассказы с использованием плана – схемы, серии
картинок, сюжетных картин.
К семи годам ребенок:
 правильно произносит все звуки речи в различных позициях;
 чѐтко дифференцирует все изученные звуки;
 находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место
звука в слове;
 различает понятия ―звук‖, ―буква‖, ―слог‖, ―гласный‖, ―согласный‖
―твѐрдый звук‖, ―мягкий звук‖, ―глухой звук‖, ―звонкий звук‖,
―предложение‖ на практическом уровне;
 называет последовательность слов в предложении, слогов и звуков в
словах;
 производит элементарный звуковой анализ и синтез;
 владеет интонационными средствами выразительности речи в
пересказе, чтении стихов.
Оценочные материалы
Итоговая
аттестация
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Речецветик» проводится в конце обучения.
Промежуточная аттестация результатов обучения осуществляется два раза в
год, согласно календарному учебному графику.
Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и проводятся для
определения результативности освоения программы. Призваны отражать
достижения цели и задач программы. При проведении промежуточных
аттестаций используются следующие формы и методы: устные (беседа,
педагогическое наблюдение), практические (педагогический эксперимент,
игра).
Формы предъявления результатов – открытое занятие.
15

Педагогическая диагностика: оценка индивидуального развития детей при
реализации Программы проводится два раза в год (в начале и в конце
обучения). Такая оценка производится педагогическим работником в рамках
педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей
дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических
действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Система получения точных данных о достижении детьми планируемых
результатов освоения Программы обеспечивается посредством мониторинга,
представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и
распространения информации. Данная информация анализируется учителемлогопедом, и на еѐ основе оценивается состояние качества логопедической
работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их
решения.
Мониторинг проводится в целях:
- выявления степени соответствия результатов деятельности учителялогопеда планируемым результатам освоения Программы и индивидуального
учебного плана;
определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий
субъектов коррекционно-образовательного процесса;
качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для
осуществления полноценной коррекции недостатков речи у ребенка.
По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и
речевом развитии ребенка, прошедшего курс логопедических занятий.
Используемые методики:
•
О.Б. Иншакова Альбом для логопеда - М., Владос, 2013 г.
(иллюстрированный материал для обследования устной речи детей);
•
О.И. Крупенчук Речевая карта для обследования ребенка дошкольного
возраста - С-Пб., Литера, 2013г.
В
ходе обследования изучаются следующие компоненты, составляющие
речевую систему:
1. Состояние звукопроизношения.
2. Состояние фонематических процессов.
3. Состояние навыка звукового анализа.
4. Состояние активного словаря.
5. Состояние грамматического строя речи.
6. Состояние связной речи.
Для качественного анализа особенностей речевого развития ребенка,
занимающегося с логопедом, заполняется речевая карта обучающегося
(Приложение 1) и применяется система оценки состояния речевого развития
ребенка.
16

4. Организационно-педагогические условия программы
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
п/п
1.
2.
3.

4.

5.
6.
7.

8.
9.
10.

11.
12.

Название пособия.

Автор, издательство, год
издания.

Формирование мелкой моторики рук. Игры и
упражнения.
Индивидуальные логопедические занятия с
дошкольниками. Методическое пособие.
Логопедические упражнения: Артикуляционная
гимнастика.

С.Е Большакова. - М.: ТЦ Сфера,
2014г.
Е.А. Борисова. - М.: ТЦ Сфера,
2011.
Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук.СПб.: Издательский Дом "Литера",
2013.
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой.М.:МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015г.
С.Е. Гаврина и др. - Ярославль:
Академия развития, 2009.
Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. - М.:
изд-во Гном, 2013.
О.В. Закревская. - М.: изд-во Гном,
2011.

Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования «От рождения до
школы».
Большая книга развития мелкой моторики для
детей 3 - 6 лет.
Коррекционные занятия по развитию мелкой
моторики у детей.
Система работы по профилактике отставания и
коррекции отклонений в развитии детей раннего
возраста.
Развивайся, малыш! Предметные картинки по
развитию речи.
Развивайся, малыш! Сюжетные картинки по
развитию речи.
Игры для развития мелкой моторики рук с
использованием нестандартного оборудования.
Здравствуй, пальчик как живешь?: картотека
тематических пальчиковых игр.
Автоматизация свистящих звуков у детей:
дидактический материал для логопедов.

13.

Автоматизация шипящих звуков у
дидактический материал для логопедов.

детей:

14.

Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей:
дидактический материал для логопедов.

15.

Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей:
дидактический материал для логопедов.

16.

Коррекция произношения звуков «Г», «Г*», «К»,
«К*», «Х», «Х*».

17.

Коррекция произношения звуков «Н», «Т», «Д».

О.В. Закревская. - М.: изд-во Гном,
2011.
О.В. Закревская. - М.: изд-во Гном,
2011.
О.А.
Зажигина.СПб.:
ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВОПРЕСС», 2014г.
Л.Н.
Колмакова.Волгоград:
Учитель, 2014г.
В.В.
Коноваленко,
С.В.
Коноваленко. - М.: изд-во ГНОМ и
Д, 2007.
В.В.
Коноваленко,
С.В.
Коноваленко. - М.: изд-во ГНОМ и
Д, 2008.
В.В.
Коноваленко,
С.В.
Коноваленко. - М.: изд-во ГНОМ и
Д, 2009.
В.В.
Коноваленко,
С.В.
Коноваленко. - М.: изд-во ГНОМ и
Д, 2009.
В.В.
Коноваленко,
С.В.
Коноваленко. - М.: изд-во ГНОМ и
Д, 2010.
В.В.
Коноваленко,
С.В.
Коноваленко. - М.: изд-во ГНОМ и
17

18.

19.

20.

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.

33.

34.
35.

Д, 2010.
Коррекция произношения звука «Й». Пособие В.В.
Коноваленко,
С.В.
для логопедов.
Коноваленко. - М.: изд-во ГНОМ и
Д, 2010.
Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и В.В.
Коноваленко,
С.В.
дыхательно-голосовые упражнения.
Коноваленко. - М.: изд-во ГНОМ и
Д, 2013.
Развитие психо-физиологической базы речи у С.В.
Коноваленко,
М.И.
детей дошкольного возраста с нарушениями в Кременецкая.
СПб.:
ООО
развитии.
«ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВОПРЕСС», 2016г.
Стихи для развития речи.
О.И.
Крупенчук.
–
Спб.:
Издательский Дом "Литера", 2012.
Готовим руку к письму: Контур, линия, цвет.
О.И.
Крупенчук.
–
Спб.:
Издательский Дом "Литера", 2012.
Учим буквы для детей 5 - 6 лет.
О.И.
Крупенчук.
–
Спб.:
Издательский Дом "Литера", 2014.
Артикуляционная гимнастика в считалках.
Т.А. Куликовская.- М.: изд. ГНОМ,
2014г.
Артикуляционная гимнастика в стихах и Т.А. Куликовская.- М.: изд. ГНОМ,
картинках.
2012г.
Артикуляционно-пальчиковая
гимнастика. О.И. Лазаренко.- М.: Айрис-пресс,
Комплекс упражнений.
2012.
Скороговорки и чистоговорки для развития О.А. Новиковская. - М.: Астрель,
речи. 4 - 7 лет
2009.
Стихи для развития речи. 4 - 7 лет
О.А. Новиковская. - М.: Астрель,
2009.
Умные пальчики. Игры для развития речи. 4 - 7 О.А. Новиковская. - М.: Астрель,
лет
2009.
Веселая зарядка для языка. Игры для развития О.А. Новиковская. - М.: Астрель,
речи. 4 - 7 лет
2009.
Проектирование основной адаптированной
Н.В. Нищевой. - СПб.: ООО
образовательной программы работы в группах
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОкомпенсирующей направленности для детей с
ПРЕСС», 2016г.
тяжелыми нарушения ми речи (ОНР) с 3 до 7
лет.
Комплексная образовательная программа
Н.В. Нищева.- СПб.: ООО
дошкольного образования для детей с тяжелыми «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОнарушениями речи (общим недоразвитием речи) ПРЕСС», 2015г.
с 3 до 7 лет.
Планирование коррекционно-развивающей
Н.В. Нищева.- СПб.: ООО
работы в группе компенсирующей
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОнаправленности для детей с тяжелыми
ПРЕСС», 2014г.
нарушения ми речи (ОНР) и рабочая программа
учителя-логопеда: программно-методическое
пособие.
"Картинный материал к речевой карте ребенка с Н.В. Нищева. - СПб.: изд-во
ОНР (от 4 до 7 лет)"
"Детство - пресс", 2010.
Развивающие сказки: Цикл интегрированных
Н.В. Нищева.- СПб.: ООО
18

36.

37.

38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.

47.
48.

занятий для детей дошкольного возраста.
Учебно-методическое пособие.
Новые развивающие сказки: Цикл
интегрированных занятий для детей
дошкольного возраста. Учебно-методическое
пособие.
Веселая артикуляционная гимнастика – 2.
Логопедические игры для детей 4 - 6 лет. Серия
Программа развития и обучения дошкольника.
Логопедические домашние задания для детей 5 7 лет с ОНР. Альбом 1
Логопедические домашние задания для детей 5 7 лет с ОНР. Альбом 2
Логопедические домашние задания для детей 5 7 лет с ОНР. Альбом 3
Логопедические домашние задания для детей 5 7 лет с ОНР. Альбом 4
Логопедическая энциклопедия.
Преодоление задержки речевого развития у
детей 2-3 лет.
Программа обучения и воспитания детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием.
Коррекция
нарушений
речи.
Программ
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего
вида
для
детей
с
нарушениями речи.
Программа обучения детей с недоразвитием
фонетического строя речи.
Учимся правильно употреблять предлоги в речи.
Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в
старшей и подготовительной группах.

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2015г.
Н.В. Нищева.- СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2015г.
Н.В. Нищева.- СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2012г.
И.В. Скворцова. - М.: ЗАО "ОЛМА
Медиа Групп", 2009.
Н.Э. Теремкова. - М.: изд-во ГНОМ,
2012.
Н.Э. Теремкова. - М.: изд-во ГНОМ,
2012.
Н.Э. Теремкова. - М.: изд-во ГНОМ,
2012.
Н.Э. Теремкова. - М.: изд-во ГНОМ,
2012.
Т.А. Ткаченко. - М.: ООО ТД "издво Мир книги", 2010.
О.В. Шемякина. - М.: изд-во ГНОМ,
2014.
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.:МГОПИ,1993.
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В.
Туманова.- М.: Просвещение, 2014г.
Г.А.Каше,
Т.Б.Филичева.
М.:Просвещение,1978.
О.С. Яцель.- М.: Издательство
ГНОМ, 2012.

Перечень пособий и оборудования
Разделы
1. Обследование

2. Работа над
звуком.

Оборудование
Наборы игрушек, предметных картинок,
альбомы по обследованию
звукопроизношения.

Цели
Выявить речевые
нарушения для
дальнейшего
планирования
коррекционной работы.
Сигнальные карточки, флажки,
1. Развивать
погремушки, бубенчики, бубны,
фонематическое
свистульки, игры на поддувание, тренажер восприятие.
для развития речевого дыхания, карточки – 2. Развивать
характеристика звука (гласный-согласный, воздушную струю.
мягкий-твердый) артикуляционные
3. Постановка,
19

3. Грамматический
строй речи.

4. Словарь.

упражнения в картинках, предметные
картинки для звукоподражания,
предметные и сюжетные картинки и
альбомы для автоматизации и
дифференциации звуков, Дидактические и
развивающие игры: «Узор из звуков»,
«Звонкий – глухой», «Веселые звуки»,
«Логопедическое лото», «Картинки, слова,
схемы», «Найди и назови»,
«Логопедические улитки», «Картинки,
слова, схемы».
Изменение существительных по падежам,
единственное и множественное число
существительных, согласование
существительных с прилагательными,
согласование числительных с
существительными, уменьшительно ласкательные суффиксы, относительные
прилагательные, глагольные формы,
употребление глаголов с приставками,
сюжетные картинки для развития связной
речи, грамматика в картинках
дидактические и развивающие игры:
«Ударение», «Множественное число»,
«Одинаковое – разное»,
«Большой, средний, маленький»,
«Играйка», «Мой, моя, моѐ, мои», «Он,
она, оно, они».
Предметные картинки, альбомы, игры,
объединенными по лексическим темам
1) овощи, фрукты, грибы, деревья, цветы,
ягоды, домашние и дикие животные,
животные жарких стран и севера,
домашние птицы, зимующие птицы,
насекомые, морские животные, времена
года, части суток, игрушки, одежда, обувь,
головные уборы, мебель, посуда, орудия
труда, транспорт, профессии,
геометрические формы, музыкальные
инструменты;
2) Дидактические и развивающие игры:
"Назови одним словом", «Обобщение»,
«Собери картинки в ряд», «Животные и их
детеныши», сравнения, синонимы «Скажи
по – другому», антонимы «Сладкое,
горькое, кислое, соленое», паронимы «В
мире звуков», омонимы «Разные картинки
одинаковые слова», «Говорящие слова»
("снегопад "- правильное объяснение
слов), домино, лото «Мир животных»,
«Азбука Математика», «Профессии»,

автоматизация и
дифференциация
звуков.
4. Подготовка к
звуковому анализу
слова.

Сформировать и
развивать понимание и
употребление основных
грамматических форм.

1. Обогащать активный
и пассивный словарь.

2. Развивать
способность к
словесному творчеству,
экспериментированию
со словами.

20

5. Связная речь.

6. Сенсорное
воспитание.

7. Развитие общей и
мелкой моторики.

8. Обучение
грамоте.

«Играйка. Считайка»,
«Мир животных».
Обучение связной речи детей 4-5 лет
(картинно-графические планы рассказов).
Обучение связной речи детей 5-6 лет
(картинно- графические планы рассказов).
Обучение связной речи детей 6-7 лет
(картинно- графические планы рассказов).
Наглядно-дидактические игры: рассказы
по картинкам: «Мой дом», «Распорядок
дня», «Кем быть?», «Времена года».
«Развивающие сказки», «Новые
разноцветные сказки». Сюжетнодидактическая игра: «Страна блоков и
палочек», «На золотом крыльце».
Дидактические и развивающие игры:
«Расшифруй слова», «Найди половинку»,
«Говорящие слова», «Лото – рифмы»,
«Найди и назови», «Геометрические
формы», «Большой, средний, маленький»,
«Чем отличаются слова», «Играйка.
Собирайка».
Пазлы: «Волк и лиса», «Часть и целое»,
«Маша», логические задачки, загадки,
ребусы, кроссворды, головоломки,
пирамидки.

Развитие связной речи
и социальнокоммуникативных
навыков детей.

1. Учить
ориентироваться в
пространстве, во
времени.
2. Закрепить сенсорные
эталоны:
"цвет", "форма",
"величина".
3. Развивать,
мышление, память.
4. Стимулировать в
составление и решении
загадок, задач, ребусов.
1. Развивать
тактильные ощущения.
2. Развивать щѐпоть.
3. Развивать
координацию движения
рук.
4. Развивать
согласование движения
рук и речи.

Мозаики, массажеры, крупные и мелкие
бусины, карточки геометрических фигур и
предметы на прощупывание через ткань,
шнуровка по гвоздикам и отверстиям пальчиковые игры. Развивающие игры и
пособия для пальцев рук, цилиндрывтыкалки, лабиринт малый, доска Сегена
«Кто, где живет?», кинетический песок в
песочнице, "Волшебный мешочек",
"Подводный мир", "Шнуровальный
планшет", "Мистер - Твистер".
Индивидуальные кассы, азбуки, наборы
1. Научить владеть
объемных букв и цифр, пособия по звуко - звуко - слоговым
слоговому анализу, азбука в картинках, на анализом и синтезом.
кубиках, магнитная азбука, слоговые
карточки.
Дидактические и развивающие игры:
"Делим слова на слоги", "Слоговое
домино", "Логопедические кубики",
"Найди и прочитай", «Чтение»,
«Слоги и слова», «Буква потерялась», «Кто
в домике живет?», «Играем с буквами»,
«Сложи слово», теремки Воскобовича В..

21

9. Игровой материал
и пособия.

10. Работа с
родителями.
11. Технические
средства обучения.

Кукольная мебель (дерево).
Набор из 8 диких животных Африки.
Набор из 7 диких животных умеренной
полосы.
Домашние животные.
Фигурки: «Семья – 6 человечков». Посуда.
Игрушки. Фрукты-овощи.
Куклы, одежда для кукол.
Настольный кукольный театр «Курочка
Ряба», «Колобок», «Теремок», «Красная
шапочка», «Три медведя». «Чудо-книжка».
Электронные пособия:
Интерактивные речевые игры. (диск)
Познавательно-речевое развитие детей 5-7
лет. (интерактивные тренажеры)
Логопедические пазлы. (диск)
Развитие речи. (программно-методический
комплекс диск)
Буквария. Обучение чтению.
Трудные звуки. (диск)
Насекомые. Садовые цветы. (диск)
Ягоды. Грибы (диск)
Книжки-малышки (диск)
Карточки Домана (диск)
Логические блоки Дьенеша, цветные
счетные палочки Кюизенера.
Игровое пособие «Чудо – книга».
Беседы, индивидуальные консультации,
задания на дом.
Интерактивная доска, компьютер
(монитор, процессор), проектор.

Перечень электронных ресурсов для логопеда
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Название сайта
Дефектолог.ru
Журнал "Логопед"
Интернет-магазин "Всѐ для
логопеда"
Логобург
Логопед.ру
Педагогическая библиотека
Портал "Логопеды.ru"
Психологический центр "Адалин"
Речевой центр "Логопед плюс"

Адрес сайта
http://defectolog.ru/
logoped-sfera.ru/
www.logopedshop.ru/
http://logoburg.com/
logoped.ru
pedlib.ru/
logopedy.ru/portal/
adalin.mospsy.ru
logopedplus.ru
22

10
11

Учебный центр "Логопед-мастер"
Фестиваль педагогических идей
"Открытый урок"

logopedmaster.ru/
festival.1september.ru/

"Болтушка" Логопед
Мерсибо
ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ (логопед,
педагог, психолог)
Мой Логопед Онлайн
АНО "ДЕФЕКТОЛОГИЯ РУ"

https://vk.com/boltuska
https://mersibo.ru/
http://defectologiya.pro

12
13
14
15
16

https://online.moylogoped.ru/
http://defectologiya.ru

Материально-техническое обеспечение
Организация образовательного процесса происходит в логопедическом
кабинете, расположенном на первом этаже здания БМАДОУ № 41.
Кабинет оборудован:
- стул ученический – 12 шт.;
- стол детский «Ромашка» - 1 шт;
- парта – 1 шт;
- зеркало настенное – 1 шт;
- доска настенная магнитная – 1 шт;
- шкаф книжный – 4 шт.;
- письменный стол – 1 шт.;
- кресло компьютерное – 1 шт.;
- компьютер персональный – 1 шт.;
- мультимедийный экран с проектором (переносной) – 1 шт.
Кадровое обеспечение
В соответствии с требованиями с Приказом Минпросвещения России
от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» педагогическая деятельность по
реализации дополнительных общеобразовательных программ
осуществляется лицами:
- имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в
том числе по направлениям, соответствующим направлениям
дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых
организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и
23

отвечающими квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам;
В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие
педагогической деятельностью имеют лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие
образовательной программы высшего образования направленности
дополнительной общеобразовательной программы определяется
работодателем.
К образованию и обучению лиц, претендующих на занятие должности
педагога дополнительного образования, в соответствии с Приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» установлены следующие требования:
- или высшее образование либо среднее профессиональное
образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования при условии его
соответствия дополнительным общеразвивающим программам,
дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение
при необходимости после трудоустройства дополнительного
профессионального образования по направлению подготовки «Образование и
педагогические науки».

24

25

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РЕЧЕВАЯ КАРТА
РЕБЕНКА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дата обследования: «__» _____________ 20__г.
Анкетные данные

I.

1. Фамилия, имя ребенка ________________________________
2. Дата рождения ______________________________________
3. Группа ____________________
II.
Уровень общего развития ребенка
1. Психологические особенности ребенка:
Контактность (вступает, вступает избирательно, вступает частично, не вступает)
Особенности поведения (общительный, спокойный, застенчивый, вспыльчивый,
обидчивый, неуправляемый, избегающий контактов)
Устойчивость внимания (устойчивое, повышенная отвлекаемость, неустойчивое)
Работоспособность (нормальный темп деятельности, сниженный темп, медленный
темп).
2. Состояние мелкой моторики:
- одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки
(выполняет, выполняет неточно, не выполняет)
- одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки
(выполняет, выполняет неточно, не выполняет)
- поместить указательный палец на средний и наоборот (выполняет, выполняет
неточно, не выполняет)
- соединить большой палец правой, левой руки с указательным, средним,
безымянным, мизинцем (выполняет, выполняет неточно, с ошибками, не
выполняет)
- «пальчики здороваются» (выполняет, выполняет неточно, с ошибками, не
выполняет)
- кулак-ребро-ладонь (выполняет, выполняет неточно, с ошибками, не выполняет)
III.

Общее звучание речи

1. Артикуляционная моторика
- открыть рот, закрыть рот (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)
- «улыбка» с оскалом резцов, попеременно «улыбка» - «хоботок» (выполняет,
выполняет неточно, медленная переключаемость, не выполняет)
- высунуть язык, сделать язык широким, узким (выполняет, выполняет неточно,
медленная переключаемость, не выполняет)
- пощелкать языком (выполняет, не выполняет)
- облизать губы (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)
26

- надувание щек, поднимание бровей, поочередное зажмуривание глаз (выполняет,
выполняет неточно, медленная переключаемость, не выполняет)
2. Произношение звуков
С
СЬ
З
ЗЬ
Ц

Ш
Ж
Щ
Ч
Г

Л
ЛЬ
Р
РЬ
К

Х

Й

Глухие (п,т,к,е,ш,ф) – норма, озвончение
Звонкие (б,д,г,з,ж,в) – норма, озвончение
Твердые – норма, смягчает
Мягкие – норма, произносит твердо
Прочие_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Характер нарушения: отсутствие или опущение звука,
недифференцированное произношение (нужное подчеркнуть)

искажение

звука,

3. Состояние фонематических процессов: различение звуков на слух и в произношении
Способность к фонематическому анализу и синтезу:
- выделение ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, осы, утро, умный,
Ира, иней
(выделяет, выделяет с ошибками, не выделяет)
- выделение звука из слова:
звук «с» - сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата (выделяет, выделяет с
ошибками, не выделяет)
звук «ш» - дым, шар, нога, душ, книга, кошка, подушка, картина, камыш (выделяет,
выделяет с ошибками, не выделяет)
звук «р» - рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, листья, топор, помидор (выделяет,
выделяет с ошибками, не выделяет)
звук «л» - сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол (выделяет, выделяет
с ошибками, не выделяет)
- определение первого и последнего звука в слове: мак, дом, топор, ландыш, самолет
(определяет, определяет только первый, определяет только последний, не определяет)
- определение последовательности и количества звуков в слове: дым, ваза, кошка, волк
(определяет, определяет только последовательность, определяет только количество,
не определяет)
- составление слова из последовательно данных звуков: н, о, с; л, у, ж, а; с, т, о, л
(составляет, составляет с ошибками, не составляет)
Слухо-произносительная дифференциация звуков:

27

- не смешиваемых в произношении: почка- бочка, мошка- ножка, банка- банька, мышкамишка, корка- горка (дифференцирует, дифференцирует с ошибками, не дифференцирует)
- смешиваемых в произношении: рак- лак, роза- глаза, угорь- уголь, суп- зуб, косакоза, лиса-лица, Луша- лужа, кочка- кошка, миска- мишка (дифференцирует,
дифференцирует с ошибками, не дифференцирует)
- повторение серий слогов: та-да, ба-ма, да-га, ва-та, ня-на, ка-га, фа-фя, ба-на-ба,
ка-ка-га, на- ня-на, са-та-са, за-за-жа, ца-са-ца (дифференцирует, дифференцирует с
ошибками, не дифференцирует)
Фонематические представления:
- нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук (находит, находит
с ошибками, не находит)
- подбор слов с заданным звуком (подбирает, подбирает с ошибками, не подбирает)
4. Состояние слоговой структуры слова
Сохранение слоговой структуры слова:
лапа_________, вода________, сквозняк____________, пылесос___________,
троллейбус______________, сковорода___________, библиотека___________.
(повторяет, пропускает слоги, усекает слова, не повторяет)
Речевой ритм: повтори, как стучат колеса поезда:
ту-ту_____, ту-ту______, ту-ту-ту________, ту-ту-ту_______, ту-ту-ту________.
(повторяет, повторяет с неправильным ударением, не повторяет)
IV. Словарный запас
А) Изучение состояния словаря существительных:
обобщение
- помидор, огурец, морковь, лук, репа____________________________
- яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, банан____________________
- платье, юбка, рубашка, брюки, куртка, носки____________________
- тапочки, ботинки, туфли, сапоги, валенки_______________________
- тарелка, чашка, кастрюля, вилка, ложка, чайник__________________
- кошка, корова, собака, коза, свинья, лошадь______________________
- лиса, заяц, медведь, белка, еж, лось_____________________________
- стол, стул, кровать, шкаф, кресло_______________________________
- корабль, грузовик, поезд, самолет, автобус_______________________
(обобщает, обобщает частично, с ошибками, не обобщает)
называние целого предмета и его частей
- стул: ножки, сиденье, спинка
- машина: кабина, фары, колеса, кузов
- рука: плечо, локоть, кисть, пальцы
- лицо: брови, ресницы, подбородок, лоб
(называет, называет частично, с ошибками, не называет)
Б) Изучение состояния глагольного словаря:
называние действий по картинкам
птица (летает)_________, рыба (плавает)___________, змея (ползает)___________,
заяц (прыгает)_________, самолет (летает)__________, лодка (плывет)__________.
28

(называет, называет с ошибками, не называет)
называние профессиональных действий
врач (лечит)___________, учитель (учит)________, строитель (строит)__________,
повар (готовит)________, художник (рисует)__________, маляр (красит)________.
(называет, называет с ошибками, не называет)
В) Изучение состояния словаря прилагательных
- называние цвета
(называет, называет с ошибками, не называет)
- подбор определений к слову
еж_________________________________________________
роза________________________________________________
медведь_____________________________________________
(подбирает, подбирает неправильно, не подбирает)
- подбор антонимов (с 6-ти лет)
большой-____________, широкий-_____________, длинный-______________,
грязный-_____________, молодой-_____________, открывать-_____________,
опускать-_____________, добро-_______________, далеко-______________.
(подбирает, подбирает частично с ошибками, не подбирает)
V. Состояние грамматического строя речи
А) Изменение имен существительных по числам:
стол-_______, жук-________, рот-__________, пень-__________, стул-_________,
рука-___________, кукла-__________, ухо-__________.
(изменяет, наличие аграмматизмов, не изменяет)
Б) Изменение имен существительных по падежам:
у меня есть ручка, у меня нет ________, я пишу_________, я говорю о ________.
(изменяет, наличие аграмматизмов, не изменяет)
В) Употребление формы родительного падежа множественного числа:
дом (много чего?)- домов
ручка-______________
день-_____________
ключ-_______________
вилка-____________
книга-_______________
дерево-____________
окно-________________
(употребляет, наличие аграмматизмов, не употребляет)
Г) Согласование имен прилагательных с существительными:
(Ребенку предлагаются контурные изображения предметов и круги разных
цветов. Мы закрасим этот предмет такой краской, показывает, например, красный
кружок. Что у нас получится?)
красный шар- _____________, платье-____________, флажок-________ _____,
пальто- _______________, шары ______________, машина ________________,
звезда - _______________, брюки - _____________
(согласовывает, согласовывает с ошибками, не согласовывает)
Д) Согласование имен существительных с числительными:
гриб- два _____________, пять ____________________
ночь- _________________, ________________________
окно- _________________, ________________________
29

(согласовывает, наличие аграмматизмов, не согласовывает)
Е) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
ключ-_____________, ведро-________________, тетрадь-_______________,
кукла-_____________, дом-_______________, лист-__________________,
ухо-_______________, ложка-_____________.
(образовывает, наличие аграмматизмов, не образовывает)
Ж) Образование относительных прилагательных от существительных:
стакан из стекла-_______________, мяч из резины-__________________,
варенье из яблок-_______________, коробка из картона-______________,
сумка из кожи-_________________, одеяло из шерсти-________________.
(образовывает, наличие аграмматизмов, не образовывает)
З) Образование притяжательных прилагательных (с 6-ти лет):
книга дедушки-__________, хвост зайца-__________, платок мамы-__________,
уши лисы-______________, зубы волка-______________.
(образовывает, наличие аграмматизмов, не образовывает)
VI. Связная речь
пересказ:
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал мышь. Она
стала просить, чтобы он отпустил ее. Лев рассмеялся и отпустил. Вскоре охотник
поймал льва и привязал его веревкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла
веревку и освободила льва.
(пересказывает, пересказывает по наводящим вопросам, пересказывает неточно,
не пересказывает)
составление рассказа по сюжетной картине
(составляет, составляет по наводящим вопросам, составляет неполно, использует
простые предложения, не составляет)
составление рассказа по серии сюжетных картин
(составляет, составляет по наводящим вопросам, составляет неполно, использует
простые предложения, не составляет)

Логопедическое заключение:
____________________________________________________________________________

30

Приложение 2.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БМАДОУ № 41
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ПО
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
РАБОТЕ «РЕЧЕЦВЕТИК»
НА 2023-2024 УЧ. ГОД
Этапы

1 год обучения

образовательного
процесса
Начало учебного года

01.09.2023

Продолжительность учебного

36 недель

года
Продолжительность учебной

5 дней

недели
Окончание учебного года

31.05.2024

Летний период

01.06 – 30.08.2024
4 ноября 2023 г., 1-8 января 2024 г.,

праздничные нерабочие дни

23 февраля 2024 г., 8 марта 2024.,
1 мая 2024 г., 9 мая 2024 г.

31

Приложение 3
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Ф.И. ребенка ____________________________
Сентябрь
Этап / Тема
Диагностика
(входная)

Формирование
артикуляторной
базы

Постановка звуков

Цели, задачи, краткое содержание
Цель: изучение уровня речевого развития, постановка
логопедического заключения.
Задачи:
- Исследование состояния звукопроизношения.
- Исследование анатомического строения
артикуляционного аппарата.
- Исследование речевой моторики.
- Исследование состояния дыхательной и голосовой
функций, особенности динамической стороны речи.
- Исследование состояния звукослоговой структуры слова.
- Исследование состояния фонематического восприятия
(слухопроизносительной дифференциации звуков речи),
состояния фонематического анализа и синтеза.
- Исследование понимания речи (импрессивной).
- Исследование лексики и грамматического строя
экспрессивной речи.
- Исследование состояния связной речи.
- Постановка логопедического заключения.
Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и
совершенствование сенсомоторных функций,
психологических предпосылок и коммуникабельности,
готовности к обучению.
Задачи:
- формирование точных движений органов
артикуляционного аппарата, направленной воздушной
струи;
- отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по
артикуляции (месту или способу образования), но
произносимых ребенком правильно;
- развитие слухового внимания и слухового контроля;
- развитие звукового восприятия.
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление
искажѐнного звука (изолировано).
Задачи: формирование звукопроизношения по схеме:
- объединение отработанных на подготовительном этапе
движений и положений органов артикуляционного
аппарата;
- создание артикуляционной базы данного звука;
- добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и
звонких);
- отработка произношения изолированного звука.

Кол-во часов
1

4

3

Октябрь
32

Этап / Тема
Постановка звуков

Продолжение
постановки звуков,
автоматизация
звука

Содержание, задачи
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление
искажѐнного звука (изолировано).
Задачи: формирование звукопроизношения по схеме:
- объединение отработанных на подготовительном этапе
движений и положений органов артикуляционного
аппарата;
- создание артикуляционной базы данного звука;
- добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и
звонких);
- отработка произношения изолированного звука.
Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в
предложениях, во фразовой речи).
Задачи:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических
представлений (на базе развития фонематического
восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в
процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
- развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;
- активизация и расширение словарного запаса;
- обучение навыкам пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически
правильной речью);
- развитие психических функций.

Кол-во часов
3

Содержание, задачи
Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в

Кол-во часов
8

5

Закрепление звука
(изолировано)
Закрепление звука
в слогах
Закрепление звука
в словах
Закрепление звука
в словосочетаниях
Закрепление звука
в предложениях
Закрепление звука
в чистоговорках
Составление
предложений с
использованием
изучаемого звука
Закрепление звука
в стихах и загадках

Ноябрь
Этап / Тема
Продолжение

33

постановки звуков,
автоматизация
звука

предложениях, во фразовой речи).
Задачи:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических
представлений (на базе развития фонематического
восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в
процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
- развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;
- активизация и расширение словарного запаса;
- обучение навыкам пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой,
грамматически правильной речью);
- развитие психических функций.

Декабрь
Этап / Тема
Содержание, задачи
Продолжение
Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в
постановки звуков,
предложениях, во фразовой речи).
автоматизация звука Задачи:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических
представлений (на базе развития фонематического
восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в
процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
- развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;
- активизация и расширение словарного запаса;
- обучение навыкам пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой,
грамматически правильной речью);
- развитие психических функций.

Кол-во часов
8

Январь
Этап / Тема
Продолжение
постановки звуков,
автоматизация звука

Содержание, задачи
Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в
предложениях, во фразовой речи).
Задачи:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических
представлений (на базе развития фонематического
восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в
процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
- развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;
- активизация и расширение словарного запаса;

Кол-во часов
3

34

Дифференциация
звуков сходных по
звучанию

- обучение навыкам пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой,
грамматически правильной речью);
- развитие психических функций.
Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по
звучанию, в собственной речи.
Задачи:
- коррекция дефектов произношения;
- активизация и расширение словарного запаса;
- развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
- развитие слухового внимания и слухового контроля;
- развитие звукового восприятия.

3

Февраль
Этап / Тема
Дифференциация
звуков сходных по
звучанию

Содержание, задачи
Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по
звучанию, в собственной речи.
Задачи:
- коррекция дефектов произношения;
- активизация и расширение словарного запаса;
- развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
- развитие слухового внимания и слухового контроля;
- развитие звукового восприятия.

Кол-во часов
8

Содержание, задачи
Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по
звучанию, в собственной речи.
Задачи:
- коррекция дефектов произношения;
- активизация и расширение словарного запаса;
- развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
- развитие слухового внимания и слухового контроля;
- развитие звукового восприятия.

Кол-во часов
8

Содержание, задачи
Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по
звучанию, в собственной речи.
Задачи:
- коррекция дефектов произношения;

Кол-во часов
1

Март
Этап / Тема
Дифференциация
звуков сходных по
звучанию

Апрель
Этап / Тема
Дифференциация
звуков сходных по
звучанию

35

Введение звука в
активную речь

- активизация и расширение словарного запаса;
- развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
- развитие слухового внимания и слухового контроля;
- развитие звукового восприятия.
Цель: нормализация просодической стороны речи,
обучение рассказыванию. Развитие связной
выразительной речи.
Задачи:
- обучение рассказыванию на базе правильно
произносимых звуков, в лексических и грамматических
упражнениях, по серии сюжетных картинок.

7

Май
Этап / Тема
Введение звука в
активную речь

Диагностика
(итоговая)

Содержание, задачи
Цель: нормализация просодической стороны речи,
обучение рассказыванию. Развитие связной выразительной
речи.
Задачи:
- обучение рассказыванию на базе правильно
произносимых звуков, в лексических и грамматических
упражнениях, по серии сюжетных картинок.
Цель: изучение уровня речевого развития, постановка
логопедического заключения.
Задачи:
- Исследование состояния звукопроизношения.
- Исследование состояния звукослоговой структуры слова. Исследование состояния фонематического восприятия
(слухопроизносительной дифференциации звуков речи),
состояния фонематического анализа и синтеза.
- Исследование лексики и грамматического строя
экспрессивной речи.
- Исследование состояния связной речи.
- Постановка логопедического заключения.

Кол-во часов
5

1

36


Наверх

На сайте используются файлы cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.