Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа Умелые ручки

Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад № 41»
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол № 1 от 30 августа 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по ручному труду «Умелые ручки»

Возраст учащихся: 3-7 лет
Срок реализации: 4 года

Составитель программы:
Павлова О.В.
педагог дополнительного образования

г. Березовский
2023г.

Структура
1. Пояснительная записка
- нормативно – правовые основания разработки программы;
- сведения о программе;
- характеристика программы (ее значимости);
- направленность;
- адресат;
- срок реализации программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- формы обучения и виды занятий;
- цель и задачи программы.
2. Содержание программы
3. Планируемые результаты
4. Организационно-педагогические условия программы
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение (печатное и электронное);
- кадровое обеспечение.
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы

1.

Пояснительная записка

Нормативно – правовые основания разработки программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые
ручки» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»,
- распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей»,
- приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,
- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,
- приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. №
613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»,
- Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами БМАДОУ
«Центр развития ребенка -Детский сад №41».
Сведения о программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые
ручки» составлена с учетом программы дополнительного образования для детей
младшего, среднего и старшего дошкольного возраста для детей 2-7 лет составлена на
основе программы «Художественный труд в детском саду» Лыковой И. А. (Учебнометодическое пособие «Художественный труд в детском саду» Лыкова И. А. ИД Цветной
мир, 2010).
Характеристика программы (ее значимости)
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что в работе
используются нетрадиционные техники и способы развития детского художественного
творчества. В программу вносятся региональные особенности содержания знакомство с
уральской росписью, методические приемы и технологии (моделирование,
экспериментирование, оценка качества). Становление художественного образа у
дошкольников происходит на основе практического интереса в продуктивной
деятельности.
Работа в кружке «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества,
умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления
детей.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из
наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования
индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно
детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько
условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка
данного возраста, а именно: желание практически действовать с предметами, которое уже
не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а
предполагает получение определенного осмысленного результата; желание чувствовать
себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать
одобрение окружающих.
Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на детей с 3 до 7 лет. Работу в
кружке планируется так, чтобы она не дублировала программный материал, а чтобы эти
занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, пластилином, а
также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые
детьми на занятиях. Работу кружка организуется с учѐтом опыта детей и их возрастных
особенностей.
Предлагаемая программа имеет художественно – эстетическую направленность,
которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа
предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Отличительными особенностями программы являются развитие у детей творческого
и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых
физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение
разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и
появление созидательного отношения к окружающему.
Дети на занятиях по ручному труду овладевают необходимыми в жизни приемами
ручной работы с различными материалами: бумагой, картоном, природным материалом,
фольга, ткань и т.д. Заготавливают природный материал: сбор, сушка, окраска,
подготавливают бумагу: окрашивание, скатывание круглых и овальных заготовок.
Практическая направленность детских работ: экспонаты для выставок, пособия по
ознакомлению с окружающим, подарки для родителей, детей, атрибуты к играм. В начале
учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования
интереса к изготовлению поделок из различных материалов.
Направленность
Направленность Программы - художественная.
Адресат
Дополнительная общеобразовательная - общеразвивающая программа «Умелые
ручки» предусматривает обучение детей с 3 до 7 лет. К освоению программы допускаются
любые лица без предъявления требований к уровню образования. Допускается
формирование разновозрастных групп.
Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: дети
без ОВЗ.
Программа состоит из четырех модулей: «Радуга красок», «Подвижные пальчики»,
«Бумажные фантазии», «Поляна чудес», каждый из которых рассчитан на 4 года
обучения.
Уровень сложности программы: базовый.
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации деятельности. Позволяет познакомиться с различными изобразительными
техниками и приемами, происходит формирование знаний в области изобразительного

искусства и развитие творческих способностей учащихся. Происходит мотивация
личности к познанию, творчеству, труду и искусству.
Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки
образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с
ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения
капитального ремонта здания, образовательный процесс может организовываться
- с применением дистанционных технологий и электронного обучения;
- по договорам, заключенными со сторонними образовательными и иными
организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности на
право оказывать образовательные услуги по подвиду «Дополнительное образование детей
и взрослых» (на основании договора безвозмездного пользования помещений или
договора сетевого взаимодействия).
Наполняемость группы
Ожидаемое количество детей в одной группе: от 5 до 30 человек.
Срок реализации программы
Срок освоения программы - 4 года.
Объем
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 336 учебных часа, из них:
1 год обучения - 84 учебных часа;
2 год обучения - 84 учебных часа;
3 год обучения - 84 учебных часа;
4 год обучения - 84 учебных часа.
Режим занятий
Первый год обучения – 2 раза в неделю (2 учебных часа по 15 мин.);
Второй год обучения – 2 раза в неделю (2 учебных часа по 20 мин.);
Третий год обучения – 2 раза в неделю (2 учебных часа по 25 мин.);
Четвертый год обучения – 2 раза в неделю (2учебных часа по 30 мин.).
После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв.
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий
- теоретические;
- практические.
Цель и задачи программы
Цель:
формирование
познавательных,
конструктивных,
творческих
и
художественных способностей через организацию деятельности с детьми по ручному
труду с использованием различных материалов и техник.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных
задач:
Обучающие:
1. Формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами:
природные материалы (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и
искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, пластилин и др.) и
инструментами.

2. Развивать умения создавать композиции.
3. Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных
традициях стран, свойствах различных материалов).
4. Совершенствовать умение работать со схемами, ориентироваться в
пространственных отношениях.
5. Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и
другими опасными предметами.
Развивающие:
1. Развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление,
внимание, память.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.
Воспитательные:
1. Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.
2. Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к
деятельности и полученному результату.
3. Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
4. Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать
любовь к природе.
2. Содержание программы

2.
3

4

Поляна
чудес
Итого
учебных
часов
Итого

20

2

18

20

2

18

20

2

Всего

18

20

18

20

Практика

20

Теория

20

2

Практика

18

Теория

2

Всего

Практика

18

Теория

20

2

Всего

Радуга
красок
Подвижны
е пальчики
Бумажные
фантазии

Практика

1.

Первый год
обучения

Теория

Модуль

Всего

№
п/
п

Учебный план
Второй год
Третий год
Четвертый
обучения
обучения
го год обучения

2

18

2

22

2

20

22

2

20

22

2

20

22

2

22

2

20

22

2

20

22

2

20

22

2

76

84

76

84

76

84

84

8

8

8

340 учебных часа

8

18
20

20

76

Формы
аттестации/
контроля

педагогическое
наблюдение,
выставка
творческих
работ

№
1
2
3
4

Учебно-тематический план
Модуль 1. «Радуга красок»
1 год обучения
Название темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Времена года
4
1
3
По следам сказок
4
1
3
Волшебство из материалов в наших руках
6
6
Чудо- подарки своими руками
6
6
Всего учебных часов
20
2
18

Тема 1. Времена года
Теория. Беседа о признаках каждого времени года. Рассматривание таблиц по
цветоведению, знакомство с цветовой палитрой соответствующей этому времени.
Практика. Знакомство с техниками: рисованием ватной палочкой; по сырому листу;
пальчиковое рисование, монотипия. Проведение прямых линий и рисование кругов разной
величины. Наложение краски на изображение в листе. Постановка пальцев кисти руки при
использовании карандаша, кисточки, ватной палочки.
Тема 2. По следам сказок
Теория. Беседа о сказках. Рассматривание дидактического и наглядного материала.
Практика. Формирование самостоятельного выбора сказочного героя. Рисование на
разных форматах бумаги (удлинѐнных, квадратных, вертикальных, горизонтальных)
сложных по форме изображений на основе волнистых линий. Постановка пальцев кисти
руки при использовании карандаша, кисточки.
Тема 3. Волшебство из материалов в наших руках
Практика. Составление композиций из материалов. Развитие творческого
воображения, чувства формы, композиции. Постановка пальцев кисти руки при
использовании карандаша, кисточки, ватной палочки.
Тема 4. Чудо- подарки своими руками
Практика. Изготовление тематических подарков.
2 год обучения
№
1
2
3
4

Название темы
Времена года
По следам сказок
Волшебство из материалов в наших руках
Чудо- подарки своими руками
Всего учебных часов

Всего
6
4
6
4
20

Количество часов
Теория
Практика
6
1
3
6
1
3
2
188

Тема 1. Времена года
Практика. Рисование с натуры. Умение подбирать гармоничные цветовые
сочетания. Создание композиций с передачей настроения. Рисование в технике: сухая
кисть, мятая бумага, монотипия.
Тема 2. По следам сказок
Теория. Беседа о сказках. Рассматривание дидактического и наглядного материала.
Практика. Формирование самостоятельного выбора сказочного героя. Рисование на
разных форматах бумаги (удлинѐнных, квадратных, вертикальных, горизонтальных)
сложных по форме изображений на основе волнистых линий. Постановка пальцев кисти
руки при использовании карандаша, кисточки.
Тема 3. Волшебство из материалов в наших руках

Практика. Составление композиций из материалов. Развитие творческого
воображения, чувства формы, композиции. Постановка пальцев кисти руки при
использовании карандаша, кисточки, ватной палочки.
Тема 4. Чудо- подарки своими руками
Практика. Изготовление тематических подарков.
Теория. Развитие воображения, чувства ритма и цветовосприятия. Обсуждение
темы праздников и их особенностей празднования, сказок и их героев, способов
выразительности и передачи их характеров.
3 год обучения
№
1
2
3
4

Название темы
Времена года
По следам сказок
Волшебство из материалов в наших руках
Чудо- подарки своими руками
Всего учебных часов

Всего
6
4
6
4
20

Количество часов
Теория
Практика
1
5
4
6
1
3
2
18

Тема 1. Времена года
Теория. Обсуждение литературных образов, передающих характер, настроение,
состояние погоды, природы зрителю. Объяснение влияния цвета, пластики, экспрессии,
ритма, расставление акцентов для передачи настроения в композиции.
Практика. Создание беспредметных, абстрактных композиций. Рисование с
натуры. Составление цветовой палитры по замыслу. Рисование в нетрадиционных
техниках. Умение правильно держать и пользоваться рабочим инструментом, отображать
свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и
живописными средствами.
Тема 2. По следам сказок
Практика. Сюжетное рисование иллюстраций к сказкам.
Рисованиеэкспериментирование (кляксография)-оживление необычных форм, фантазийное
рисование. Расширение цветовой палитры.
Тема 3. Волшебство из материалов в наших руках
Практика. Составление композиций из материалов. Развитие творческого
воображения, чувства формы, композиции. Постановка пальцев кисти руки при
использовании карандаша, кисточки, ватной палочки.
Тема 4. Чудо- подарки своими руками
Практика. Изготовление тематических подарков.
Теория. Развитие воображения, чувства ритма и цветовосприятия. Обсуждение
темы праздников и их особенностей празднования, сказок и их героев, способов
выразительности и передачи их характеров.
4 год обучения
№
1
2
3
4

Название темы
Времена года
По следам сказок
Волшебство из материалов в наших руках
Чудо- подарки своими руками
Всего учебных часов

Всего
6
4
6
4
20

Количество часов
Теория
Практика
1
5
4
6
1
3
2
18

Тема 1. Времена года
Теория. Обсуждение литературных, образов, передающих характер, настроение,
состояние погоды, природы зрителю. Объяснение влияния цвета, пластики, экспрессии,
ритма, расставления акцентов для передачи настроения в композиции.
Практика. Создание беспредметных, абстрактных композиций. Рисование с
натуры. Составление цветовой палитры по замыслу. Рисование в нетрадиционных
техниках. Умение правильно держать и пользоваться рабочим инструментом, отображать
свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и
живописными средствами.
Тема 2. По следам сказок
Практика. Сюжетное рисование иллюстраций к сказкам.
Рисованиеэкспериментирование (кляксография)-оживление необычных форм, фантазийное
рисование. Расширение цветовой палитры.
Тема 3. Волшебство из материалов в наших руках
Практика. Составление композиций из материалов. Развитие творческого
воображения, чувства формы, композиции. Постановка пальцев кисти руки при
использовании карандаша, кисточки, ватной палочки.
Тема 4. Чудо- подарки своими руками
Практика. Изготовление тематических подарков.
Теория. Развитие воображения, чувства ритма и цветовосприятия. Обсуждение
темы праздников и их особенностей празднования, сказок и их героев, способов
выразительности и передачи их характеров.
Модуль 2. «Подвижные пальчики»
1 год обучения
№
1
2
3
4

Название темы
Времена года
По следам сказок
Волшебство из материалов в наших руках
Чудо- подарки своими руками
Всего учебных часов

Всего
6
4
6
4
20

Количество часов
Теория
Практика
1
5
4
6
1
4
2
18

Тема 1. Времена года
Теория. Знакомство детей с разнообразными пластическими материалами и их
свойствами, возможностями своего воздействия на материал.
Практика. Освоение приемов работы: раскатывание, сплющивание, вытягивание.
Создание пластических композиций из одного большого предмета и 5-7 маленьких.
Развитие мелкой моторики, постановка кистей и пальцев рук при выполнении различных
пластических приѐмов.
Тема 2. По следам сказок
Практика. Лепка фантазийных существ. Сочетание разных приѐмов лепки:
раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание,
вдавливание. Развитие мелкой моторики, постановка кистей и пальцев рук при
выполнении различных пластических приѐмов.
Тема 3. Волшебство из материалов в наших руках
Практика: составление композиций из доступных материалов
Тема 4. Чудо-подарки своими руками
Теория. Наглядный показ создания игрушки из простейших элементов: шаров и
колбасок.

Практика. Раскатывание цилиндров, колбасок разной длины с замыканием в
кольцо. Моделирование игрушек из 2-3 частей. Выделение ярких, выразительных,
декоративных элементов. Развитие мелкой моторики, постановка кистей и пальцев рук
при выполнении различных пластических приѐмов.
2 год обучения
№
1
2
3
4

Название темы
Времена года
По следам сказок
Волшебство из материалов в наших руках
Чудо- подарки своими руками
Всего учебных часов

Всего
6
4
4
6
20

Количество часов
Теория
Практика
1
5
4
4
1
5
2
18

Тема 1. Времена года
Теория. Закрепление и расширение представлений о разнообразии природных
явлениях, растениях, плодов.
Практика. Лепка в технике пластилинография, конструктивным способом, создание
рельефных композиций. Развитие мелкой моторики, постановка кистей и пальцев рук при
выполнении различных пластических приѐмов.
Тема 2. По следам сказок
Практика. Лепка предметная с элементами конструирования. Создание
выразительных образов по литературным произведениям: раскатывание удлиненных
цилиндров и видоизменение формы-изгибание, свивание. Передача особенностей
внешнего вида: колючки, перья, шѐрстка. Развитие мелкой моторики, постановка кистей и
пальцев рук при выполнении различных пластических приѐмов.
Тема 3. Волшебство из материалов в наших руках.
Практика. Лепка предметная конструктивным способом из разных по форме и
величине деталей. Развитие мелкой моторики, постановка кистей и пальцев рук при
выполнении различных пластических приѐмов.
Тема 4. Чудо-подарки своими руками
Теория. Знакомство с историей создания народной игрушки. Рассматривание
образцов и этапов ее создания.
Практика. Декоративная лепка по мотивам народной пластики 5-7 частей разной
формы и величины конструктивным способом с передачей характерных особенностей.
Лепка скульптурным способом с проработкой поверхности стекой для передачи фактуры.
Развитие мелкой моторики, постановка кистей и пальцев рук при выполнении различных
пластических приѐмов.
3 год обучения
№
1
2
3
4

Название темы
Времена года
По следам сказок
Волшебство из материалов в наших руках
Чудо- подарки своими руками
Всего учебных часов

Количество часов
Всего
Теория
Практика
4
4
4
4
6
1
5
6
1
5
20
2
18

Тема 1. Времена года
Практика. Лепка по замыслу. Составление композиции. Развитие мелкой моторики,
постановка кистей и пальцев рук при выполнении различных пластических приѐмов.

Тема 2. По следам сказок
Практика. Лепка сюжетная луговых растений и насекомых по выбору с передачей
характерных особенностей их строения и окраски. Нанесение зубочисткой прожилок на
листьях.
Тема 3. Волшебство в наших руках
Теория. Беседа о насекомых, птицах и животных уточнение представления о их
внешнем виде, способах передвижения и питания.
Практика. Лепка конструктивным способом из 6-8 частей, разных по форме и
размеру с использованием дополнительных материалов. Смешивание цветов. Передача
особенностей внешнего вида: колючки, перья, шѐрстка, чешуйки.
Тема 4. Чудо-подарки своими руками
Теория. Беседа о предстоящем празднике. Рассматривание образцов. Обсуждение
способов моделирования игрушки.
Практика. Декоративная лепка по мотивам народной пластики. Моделирование
формы.
4 год обучения
№
1
2
3
4

Название темы
Времена года
По следам сказок
Волшебство из материалов в наших руках
Чудо- подарки своими руками
Всего учебных часов

Количество часов
Всего
Теория
Практика
4
4
6
6
4
1
3
6
1
5
20
2
18

Тема 1. Времена года
Практика. Лепка по замыслу. Составление композиции. Развитие мелкой моторики,
постановка кистей и пальцев рук при выполнении различных пластических приѐмов.
Тема 2. По следам сказок
Практика. Лепка сюжетная, самостоятельный выбор сказочного героя.
Тема 3. Волшебство в наших руках
Теория. Беседа о насекомых, птицах и животных уточнение представления о их
внешнем виде, способах передвижения и питания.
Практика. Лепка конструктивным способом из 6-8 частей, разных по форме и
размеру с использованием дополнительных материалов. Смешивание цветов. Передача
особенностей внешнего вида: колючки, перья, шѐрстка, чешуйки.
Тема 4. Чудо-подарки своими руками
Теория. Беседа о предстоящем празднике. Рассматривание образцов. Обсуждение
способов моделирования игрушки.
Практика. Декоративная лепка по мотивам народной пластики. Моделирование
формы.

№
1
2
3
4

Модуль 3 «Бумажные фантазии»
1 год обучения
Название темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Времена года
6
1
5
По следам сказок
5
5
Волшебство из материалов в наших руках
5
5
Чудо- подарки своими руками
6
1
5
Всего учебных часов
22
2
20

Тема 1. Времена года
Теория. Знакомство детей с бумагой как с художественным материалом, еѐ
свойствами и способами воздействия на неѐ (лѐгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая,
сминается, рвѐтся, разрезается, приклеивается).
Практика. Создание выразительных образов в технике обрывная аппликация.
Знакомство с техникой аппликативной мозаики. Знакомство на практике со свойствами
бумаги. Развитие мелкой моторики, постановка кистей и пальцев рук при выполнении
различных пластических приѐмов из различных видов бумаги.
Тема 2. По следам сказок
Практика. Создание образа, наклеивание готовых форм, произвольное
расположение деталей, дорисовывание. Знакомство с аппликативной техникой
художественное конструирование. Сочетание материалов и способов создания образов.
Составление полихромных композиций. Развитие мелкой моторики, постановка кистей и
пальцев рук при выполнении различных пластических приѐмов из бумаги.
Тема 3. Волшебство из материалов в наших руках
Практика. Знакомство с теплыми цветами спектра и холодными, используя таблицы по
цветоведению. Составление предметной картинки из 4-6 элементов. Создание композиции
из готовых элементов на фоне. Знакомство с ножницами и освоение техники резания по
прямой.
Тема 4. Чудо подарки своими руками
Теория. Рассматривание игрушек разного размера, материала. Обследование
формы.
Практика. Наклеивание готовых форм в соответствии с замыслом. Оформление
силуэта игрушки заготовленными декоративными элементами.
2 год обучения
№
1
2
3
4

Название темы
Времена года
По следам сказок
Волшебство из материалов в наших руках
Чудо- подарки своими руками
Всего учебных часов

Количество часов
Всего
Теория
Практика
6
1
5
6
6
5
1
4
5
5
22
2
20

Тема 1. Времена года
Теория. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Практика. Использование различных материалов (фактурной бумаги, крупы, песок,
пряжи…) для создания выразительных пейзажей. Знакомство с техникой оригами.
Тема 2. По следам сказок
Практика. Изготовление персонажей. Создание выразительных образов. Объѐмная
аппликация.
Тема 3. Волшебство из материалов в наших руках
Теория. Рассматривание наглядного и дидактического материала с целью изучения
пропорций строения тела животных, птиц и насекомых.
Практика. Формирование представлений о художественном конструировании.
Самостоятельное комбинирование освоенных приѐмов аппликации: срезание уголков,
разрезание прямоугольников по диагонали, обрывная аппликация. Вырезание округлых
элементов способом последовательного закругления углов квадрата, прямоугольника.
Аппликация с элементами конструирования.
Тема 4. Чудо-подарки своими руками
Практика. Изготовление игрушки из цветной и фактурной бумаги. Освоение
рационального способа деления квадрата на три треугольника (большой и два маленьких).

3 год обучения
№
1
2
3
4

Название темы
Времена года
По следам сказок
Волшебство из материалов в наших руках
Чудо- подарки своими руками
Всего учебных часов

Количество часов
Всего
Теория
Практика
6
1
5
5
5
6
1
5
5
5
22
2
20

Тема 1. Времена года
Теория. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Практика. Аппликация декоративная полихромная. Воплощение в художественной
форме своего представления по заданной теме. Создание индивидуальных и
коллективных композиций.
Тема 2. По следам сказок
Практика. Самостоятельное составление полихромной композиции используя
различные материалы. Создание выразительного художественного образа.
Тема 3. Волшебство из материалов в наших руках
Теория. Рассматривание наглядного и дидактического материала с целью изучения
пропорций строения тела животных, птиц и насекомых.
Практика. Создание симметричной аппликации, силуэтной аппликации,
композицию из фактурной бумаги. Использование техники оригами, объѐмной
аппликации. Поиск средств выразительности.
Тема 4. Чудо-подарки своими руками
Практика. Симметричное вырезание сложенных в двое квадратов. Вырезание
двойных силуэтных предметов. Создание предметной композиции используя обрезки
кусочков цветной и фактурной бумаги разной формы. Составление сюжетной композиции
используя различные аппликативные приѐмы.
4 год обучения
№
1
2
3
4

Название темы
Времена года
По следам сказок
Волшебство из материалов в наших руках
Чудо- подарки своими руками
Всего учебных часов

Количество часов
Всего
Теория
Практика
6
1
5
5
5
6
1
5
5
5
22
2
20

Тема 1. Времена года
Теория. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Практика. Аппликация декоративная полихромная. Воплощение в художественной
форме своего представления по заданной теме. Создание индивидуальных и
коллективных композиций.
Тема 2. По следам сказок
Практика. Самостоятельный выбор сказочного героя.Самостоятельное составление
полихромной композиции используя различные материалы. Создание выразительного
художественного образа.
Тема 3. Волшебство из материалов в наших руках
Теория. Рассматривание наглядного и дидактического материала с целью изучения
пропорций строения тела животных, птиц и насекомых.

Практика. Создание симметричной аппликации, силуэтной аппликации,
композицию из фактурной бумаги. Использование техники оригами, объѐмной
аппликации. Поиск средств выразительности.
Тема 4. Чудо-подарки своими руками
Практика. Создание предметной композиции используя обрезки кусочков цветной
и фактурной бумаги разной формы. Составление сюжетной композиции используя
различные аппликативные приѐмы.

Модуль 4. «Поляна чудес»
1 год обучения
№
1
2
3
4

Название темы
Времена года
По следам сказок
Волшебство из материалов в наших руках
Чудо- подарки своими руками
Всего учебных часов

Количество часов
Всего
Теория
Практика
4
4
6
1
5
8
1
7
4
4
22
2
20

Тема 1. Времена года
Практика. Составление композиции из сухих листьев с дорисовыванием.
Тема 2. По следам сказок
Теория. Изучение дидактического материала. Рассматривание иллюстраций к
сказкам
Практика.
Аппликация из природного материала на бархатной бумаге.
Декорирование готовой формы, последовательное чередование декоративных элементов.
Развитие мелкой моторики.
Тема 3. Волшебство из материалов в наших руках
Теория. Рассматривание наглядного и дидактического материала с целью изучения
пропорций строения тела животных, птиц и насекомых.
Практика.
Изготовление животных на основе скорлупы грецкого ореха,
контейнера, из-под киндер-сюрприза и другого бросового материала с использованием
пластилина как скрепляющего материала.
Тема 4. Чудо-подарки своими руками
Практика. Изготовление пушистых картинок, выкладывая резаной нитью.
2 год обучения
№
1
2
3
4

Название темы
Времена года
По следам сказок
Волшебство из материалов в наших руках
Чудо- подарки своими руками
Всего учебных часов

Количество часов
Всего
Теория
Практика
6
6
4
4
8
2
6
4
4
22
2
20

Тема 1. Времена года
Практика.
Аппликация из природного материала, крупы, листьев, ткани.
Составление пейзажа с передачей характерных особенностей времени года.
Тема 2. По следам сказок

Практика. Декорирование силуэта сказочного героя природными и текстильными
материалами с использованием бисера, пуговиц и других декоративных элементов.
Тема 3. Волшебство из материалов в наших руках
Теория. Рассматривание наглядного и дидактического материала с целью изучения
пропорций строения тела животных, птиц и насекомых.
Практика. Выкладывание из меха, пряжи, ваты, силуэт пушистого зверя. Создание
предметной и сюжетной композиции.
Тема 4. Чудо-подарки своими руками
Практика.
Создание игрушек из яичной скорлупы (птицы, рыбки, портреты,
цветы) произвольное сочетание природного и бытового материала. Декоративное
оформление готовой формы.
3 год обучения
№
1
2
3
4

Название темы
Времена года
По следам сказок
Волшебство из материалов в наших руках
Чудо- подарки своими руками
Всего учебных часов

Количество часов
Всего
Теория
Практика
7
1
6
8
1
7
3
3
4
4
22
2
20

Тема 1. Времена года
Теория. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Практика. Создание декоративных фризовых композиций из пуговиц и других
декоративных элементов с использованием контрастных цветов фона. Создание
сюжетных композиций из природного материала.
Тема 2. По следам сказок
Теория. Изучение дидактического материала. Рассматривание иллюстраций
изображающих сказочный транспорт
Практика. Моделирование необычного транспорта путѐм оформления и
декорирования готовых форм. Развитие мелкой моторики рук. Самостоятельный выбор
сочетания деталей для составления выразительного образа.
Тема 3. Волшебство из материалов в наших руках
Практика. Изготовление коллективных композиций на основе индивидуальных
поделок из природного и бытового материала.
Тема 4. Чудо-подарки своими руками
Практика. Изготовление игрушек на основе втулок, коробочек. Оклеивание,
оформление, декорирование, дорисовывание.
4 год обучения
№
1
2
3
4

Название темы
Времена года
По следам сказок
Волшебство из материалов в наших руках
Чудо- подарки своими руками
Всего учебных часов

Всего
8
6
4
4
22

Количество часов
Теория
Практика
2
6
6
4
4
2
20

Тема 1. Времена года
Теория. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Практика. Создание декоративных фризовых композиций из пуговиц и других
декоративных элементов с использованием контрастных цветов фона. Создание
сюжетных композиций из природного материала.
Тема 2. По следам сказок
Практика. Моделирование необычного транспорта путѐм оформления и
декорирования готовых форм. Развитие мелкой моторики рук. Самостоятельный выбор
сочетания деталей для составления выразительного образа.
Тема 3. Волшебство из материалов в наших руках
Практика. Изготовление коллективных композиций на основе индивидуальных
поделок из природного и бытового материала.
Тема 4. Чудо-подарки своими руками
Практика. Изготовление игрушек на основе втулок, коробочек. Оклеивание,
оформление, декорирование, дорисовывание.
3. Планируемые результаты
Образовательные:
-нетрадиционные изобразительные техники и способы изображения;
-свойства материалов и правила работы с различными материалами;
-технические приемы изображения.
Развивающие:
-создавать выразительные образы;
-создавать композицию, используя имеющиеся знания и умения;
-аккуратно работать с различными материалами;
-выполнять работу поэтапно;
-пользоваться изобразительными материалами: воском, пластилином, гуашью,
тушью, клеем; инструментами: ножницами, стекой, кистью, соломинка, нитью,
заострѐнной палочкой, печаткой, пипеткой.
Воспитательные:
-самостоятельно подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный
материал) для воплощения замысла;
-самостоятельно дополнять или изменять работу, применяя знания и навыки в
области владения изобразительными техниками и способами;
-использовать художественное слово по теме работы (небольшие стихотворения,
приметы, поговорки).
4.Организационно-педагогические условия программы
Занятия по дополнительному образованию проводятся в группах ДОО.
Материально - техническое обеспечение
Оборудование:
столы детские – от 5 до 30 детей
стулья детские – от 5 до 30 детей
мольберт – 1 шт.;
умывальник для детей – 1 шт.;
Материалы, инструменты:
бумага, основа для композиций;
листы белой и тонированной бумаги;
белый и цветной картон;
наборы цветной бумаги;
фольга разного цвета;

иллюстрации из старых журналов, цветных газет, буклеты (фактурная по
окраске бумага), старые календари;
салфетки бумажные (белые и цветные);
картонные коробки (для техники, обуви, кондитерских изделий)
пластилин;
кисти разных размеров по количеству детей;
краски гуашевые по количеству детей;
краски акварельные по количеству детей;
цветные и простые карандаши по количеству детей;
фломастеры по количеству детей;
ножницы для детского творчества по количеству детей;
клей, клеящие карандаши по количеству детей;
клеевые кисточки по количеству детей;
клей-пистолет;
стеки по количеству детей;
вата;
ватные палочки;
штампики, колпачки фломастеров.
Бытовой и бросовый материал:
фантики на бумажной основе;
пластиковый стаканчик;
пластиковая тарелочка;
трубочки для коктейля;
зубочистки деревянные;
упаковки из-под молочных продуктов парфюмерные флаконы
пуговицы, бусины, бисер, тесьма, ленточки, кружева, лоскутки ткани, пряжа,
мех.
Природный материал:
осенние листья и лепестки цветов;
крупа, макаронные изделия;
скорлупа яичная;
семена подсолнечника, арбуза, гороха, фасоли и других плодов;
крылатки клѐна и ясеня;
шишки (еловые, сосновые, пихтовые);
камешки и раковины;
палочки, веточки;
злаки, травы, хвоя, сухостой.
Наглядно – учебные пособия:
•
Наглядное пособие. /Золотая хохлома. Для детей 3-7 лет /детей 3-7 лет /М.:
Мозаика-Синтез 2015.
•
Наглядное пособие. /Дымковская игрушка. Для детей 3-7 лет /М.: МозаикаСинтез 2015.
•
Наглядное пособие. /Филимоновская игрушка. Для детей 3-7 лет /М.:
Мозаика-Синтез 2015.
•
Наглядно- пособие. /Сказочная гжель/Для детей 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез
2015.
•
Наглядное - пособие. /Портрет. Для детей 4-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2014.
•
Наглядное- пособие. /Пейзаж. Для детей 4-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2015.
•
Развивающая игра /Учим дорожные знаки. Для детей от 3-х лет /ИП Бурдина
С.В. 2015.

•
Демонстрационный материал /Как избежать неприятностей на воде и
природе. Для детей от 3-х лет /ИП Бурдина С.В. 2014.
•
Наглядное пособие /Животные дикие домашние /Издательский дом «ПрофПресс» 2014.
•
Наглядное пособие /Транспорт /Издательский дом «Проф-Пресс» 2014.
•
Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному
искусству
•
Демонстрационный материал /Рыбы: морские и пресноводные. Для детей от
3-х лет /ИП Бурдина С.В. 2015.
•
Демонстрационный материал /Деревья наших лесов. Для детей от 3-х лет
/ИП Бурдина С.В. 2015.
•
Демонстрационный материал /Транспорт: наземный, воздушный. Водный (1
часть) Для детей от 3-х лет /ИП Бурдина С.В. 2015.
•
Демонстрационный материал /Природные явления. Для детей от 3-х лет /ИП
Бурдина С.В. 2015.
•
Демонстрационный материал /Животные жарких стран. Для детей 4-6 лет
/ИП Бурдина С.В. 2014.
•
Демонстрационный материал /Детям о космосе. Для детей от 3-х лет /ИП
Бурдина С.В. 2014.
•
Демонстрационный материал /Российская геральдика и государственные
праздники. Для детей от 3 лет /ИП Бурдина С.В. 2014.
•
Демонстрационный материал /Цветы лесные, луговые, садовые. Для детей
4-6 лет /ИП Бурдина С.В. 2015.
•
Демонстрационный материал /Славянская семья: родство и занятия.
Наглядно – дидактический материал:
•
Вохринцева С. /Окружающий мир. Дидактический материал «Народное
творчество – 2» /Издательство «Страна Фантазий» 2006.
•
Наглядно-дидактическое пособие. /Городецкая роспись. Для детей 3-7 лет
/детей 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2015.
•
Вохринцева С. /Дидактический материал. Времена года для детей от 4 лет
/Издательство «Страна Фантазий» 2009.
•
Вохринцева С./Дидактический материал. Зимние виды спорта /Издательство
«Страна Фантазий» 2009.
•
Вохринцева С. /Дидактический материал. Пожарная безопасность
/Издательство «Страна Фантазий» 2009.
•
Вохринцева С. /Дидактический материал. Дорожная безопасность
/Издательство «Страна Фантазий» 2009.
•
Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Домашние птицы. 3-7
лет /М.: Мозаика-Синтез 2003.
•
Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Животные средней
полосы. 3-7 лет/ М.: Мозаика-Синтез 2003.
•
Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Насекомые. 3-7 лет
/М.: Мозаика-Синтез 2003.
•
Наглядно- дидактическое пособие. /Мир в картинках. Птицы домашние. 3-7
лет /М.: Мозаика-Синтез 2015.
•
Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Цветы. 3-7 лет /М.:
Мозаика-Синтез 2015.
•
Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Животные жарких
стран. 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2015.
•
Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Животные домашние
питомцы. 3-7 лет / М.: Мозаика-Синтез 2015.

•
Наглядно-дидактическое пособие. /Расскажите детям о специальных
машинах. Карточки для занятий с детьми 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2012.
•
Наглядно-дидактическое пособие. /Расскажите детям о музыкальных
инструментах. Карточки для занятий с детьми 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2010.
•
Наглядно-дидактическое пособие. /Расскажите детям о космонавтике.
Карточки для занятий с детьми 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2011.
•
Наглядно-дидактическое пособие. /Расскажите детям о деревьях. Карточки
для занятий с детьми 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2008.
•
Наглядно-дидактическое пособие. /Расскажите детям о музыкальных
инструментах. Карточки для занятий с детьми 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2010.
•
Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Автомобильный
транспорт. 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2015.
•
Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Спортивный
инвентарь. 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2014.
•
Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. 3-7 лет /М.: МозаикаСинтез 2015.
2014.
Информационно-телекоммуникационные сети:
-компьютер, подключен к сети Интернет.
Аппаратно-программные средства:
- операционная система MicrosoftWindowsXP;
- MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel –
электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных
презентаций, InternetExplorer- веб- браузер).
Аудиовизуальные средства:
- мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук.
Методическое и информационное обеспечение
Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического
издания и (или) наименование электронного образовательного,
информационного ресурса (группы электронных образовательных,
информационных ресурсов)

учебные, учебно-методические издания
1.
Лыкова И.А. /Художественный труд в детском саду. Старшая
группа. / М.: Цветной мир 2011.
2.
Лыкова И.А. /Художественный труд в детском саду.
Подготовительная группа. / М.: Цветной мир 2011.
3.
Лыкова И.А. /Цветные ладошки. Парциальная программа
художественно-эстетического развития детей 2-7 лет изобразительной
деятельности. / М.: Цветной мир 2014.
4.
Лыкова И.А. /Изобразительная деятельность в детском учебнометодическое пособие. Старшая группа. / М.: Цветной мир 2011.
5.
Лыкова И.А. /Изобразительная деятельность в детском саду.
Учебно-методическое пособие. Младшая группа. / М.: Цветной мир
2012.
6.
Лыкова И.А. /Изобразительная деятельность в детском саду.

Вид
образовательно
го
и
информационн
ого ресурса
(печатный
/
электронный)
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный

Подготовительная группа. / М.: Дидактика 2007.
7.
Лыкова И.А. /Я создаю поделки. / М.: Мир книги 2008.
8.
Лыкова И.А. /Я собираю гербарии. / М.: Мир книги 2008.
9.
Лыкова И.А. /Я леплю из пластилина. / М.: Мир книги 2008.
10.
Лыкова И.А. /Учебно-методическое пособие. Изобразительная
деятельность в саду. / М.: Цветной мир 2013.
11.
Лыкова И.А. Максимова Е.В /Коллаж из бумаги. Детский
дизайн. / М.: Цветной мир2013.
12.
Кузнецова О.С., Мудрак Т.С. /Я строю бумажный город/ М.:
Мир книги 2008.
13.
Грибовская А.А. /Аппликация в детском саду/для детей 5-7 лет/
НО «Фонд ПРИТОУ «Развитие» 2005.
14.
Парамонова Л.А. Протасова Е.Ю. /Я учусь изобретать /М: Мир
книги 2008.
15.
Иванова М. /Веселый пластилин /Тверь АСТ-Пресс 2006.
16.
Грушина Л.В., Репьева С.А. /Я устраиваю праздник/ М: Мир
книги 2008.
17.
Румянцева Е.А. /Необычная лепка/ ООО «Дрофа» 2006.
18.
Шкидская И.О. /Аппликация из пластилина/ Ростов-на-дону
«Феникс» 2009.
19.
Новацкая М. /Пластилиновые секреты/ Спб Питер 2012.
20.
Козлина А.В. /Уроки ручного труда/ М.: Мозаика - Синтез 2006.
21.
Салагаева Л.М. /Объѐмные картинки/ «Детство-Пресс»2007.
22.
Агапова И., Давыдова М. /114 игрушек и поделок из всякой
всячины/ ООО ИКТЦ «Лада» 2008.
23.
Колдина Д.Н. /Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет/ М.:
Мозайка-Синтез 2014.
24.
Колдина Д.Н. /Лепка и аппликация с детьми 5-6 лет/ М.:
Мозайка-Синтез 2013.
25.
Астахова Н., Жукова Л. /Азбука русской живописи/ М.: Белый
город 2004.
26.
Евстратова Е.М. /Репин. Галерея гениев/ М.: Олма медиа Группа
2007.
27.
Шувалова И.Н. /Шишкин. Русские живописцы 20 века/ СПБ.:
художник России 1993.
28.
Калинина Т. /Методическое пособие. Большой лес/ Екат.2000.
29.
Калинина Т. /Методическое пособие. Цветы и травы/ Екат.2000.
30.
Клачкова С.В. /Методическое пособие. Конструирование
конусных игрушек из бумаги/ Ект.: 1992.
31.
Клачкова С.В. /Методическое пособие. Художественное
конструирование из бумаги /ЕКТ.: 1994.

Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный

Кадровое обеспечение
Минимально допустимая квалификация педагога
Профессиональная категория: Первая категория
Уровень образования педагога: Среднее профессиональное
Уровень соответствия квалификации: Педагогом пройдена профессиональная
переподготовка по профилю программы.
5. Оценочные материалы

5.1. Итоговая
аттестация
по
дополнительной
общеразвивающей программе «Умелые ручки» не проводится.
6.

общеобразовательной

Методические материалы

Особенностью технологий обучения используемых на занятиях по программе
«Умелые ручки», является ориентация на развитие умений и навыков во всех
направлениях изобразительной деятельности, приобщению к миру искусства, обогащению
чувственного опыта, формированию изображения, любознательности.
Наиболее распространенные методы организации занятия:
- 1 год обучения: подробный инструктаж с предоставлением выбора частного
характера, повторные инструкции с детальной проработкой отдельных приемов,
предоставление заменителей, если в них есть необходимость, оценка работы, определение
ее результативности, коррекция, подведение общих итогов работы.
- 2,3 год обучения: демонстрация этапов выполнения работы с помощью карточек,
показ отдельных приемов, косвенный контроль выполнения творческой задачи, оценка
работы, определение ее результативности, показ приемов с целью коррекции, подведение
общих итогов работы.
- 4 год обучения: общий инструктаж, раскрывающий цель работы, оценка работы,
определение ее результативности, косвенное руководство, подведение общих итого в
работы.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
-уровень развития художественных навыков;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Наглядные пособия:
- фотографии
- репродукции
- педагогические эскизы
- детские работы
-динамические таблицы, карточки, раскрывающие этапы создания образа
- интерактивна доска
Дидактическое обеспечение:
- шаблоны
- карточки (иллюстрации, фотографии, рисунки)
- художественная литература
-репродукции картин
-игрушки

Список литературы для педагога
1.
Агапова И., Давыдова М. /114 игрушек и поделок из всякой всячины/ ООО
ИКТЦ «Лада» 2008.
2.
Астахова Н., Жукова Л. /Азбука русской живописи/ М.: Белый город 2004.
3.
Грибовская А.А. /Аппликация в детском саду/для детей 5-7 лет/ НО «Фонд
ПРИТОУ «Развитие» 2005.
4.
Грушина Л.В., Репьева С.А. /Я устраиваю праздник/ М: Мир книги 2008.
5.
Евстратова Е.М. /Репин. Галерея гениев/ М.: Олма медиа Группа 2007.
6.
Иванова М. /Веселый пластилин /Тверь АСТ-Пресс 2006.
7.
Калинина Т. /Методическое пособие. Большой лес/ Екат.2000.
8.
Калинина Т. /Методическое пособие. Цветы и травы/ Екат.2000.
9.
Клачкова С.В. /Методическое пособие. Конструирование конусных игрушек
из бумаги/ Ект.: 1992.
10.
Клачкова С.В. /Методическое пособие. Художественное конструирование из
бумаги /ЕКТ.: 1994.
11.
Козлина А.В. /Уроки ручного труда/ М.: Мозаика - Синтез 2006.
12.
Колдина Д.Н. /Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет/ М.: Мозайка-Синтез
2014.
13.
Колдина Д.Н. /Лепка и аппликация с детьми 5-6 лет/ М.: Мозайка-Синтез
2013.
14.
Кузнецова О.С., Мудрак Т.С. /Я строю бумажный город/ М.: Мир книги
2008.
15.
Лыкова И.А. /Художественный труд в детском саду. Старшая группа. / М.:
Цветной мир 2011.
16.
Лыкова И.А. /Художественный труд в детском саду. Подготовительная
группа. / М.: Цветной мир 2011.
17.
Лыкова И.А. /Цветные ладошки. Парциальная программа художественноэстетического развития детей 2-7 лет изобразительной деятельности. / М.: Цветной мир
2014.
18.
Лыкова И.А. /Изобразительная деятельность в детском учебно-методическое
пособие. Старшая группа. / М.: Цветной мир 2011.
19.
Лыкова И.А. /Изобразительная деятельность в детском саду. Учебнометодическое пособие. Младшая группа. / М.: Цветной мир 2012.
20.
Лыкова И.А. /Изобразительная деятельность в детском саду.
Подготовительная группа. / М.: Дидактика 2007.
21.
Лыкова И.А. /Я создаю поделки. / М.: Мир книги 2008.
22.
Лыкова И.А. /Я собираю гербарии. / М.: Мир книги 2008.
23.
Лыкова И.А. /Я леплю из пластилина. / М.: Мир книги 2008.
24.
Лыкова И.А. /Учебно-методическое пособие. Изобразительная деятельность
в саду. / М.: Цветной мир 2013.
25.
Лыкова И.А. Максимова Е.В /Коллаж из бумаги. Детский дизайн. / М.:
Цветной мир2013.
26.
Новацкая М. /Пластилиновые секреты/ Спб Питер 2012.
27.
Парамонова Л.А. Протасова Е.Ю. /Я учусь изобретать /М: Мир книги 2008.
28.
Румянцева Е.А. /Необычная лепка/ ООО «Дрофа» 2006.
29.
Салагаева Л.М. /Объѐмные картинки/ «Детство-Пресс»2007.
30.
Шкидская И.О. /Аппликация из пластилина/ Ростов-на-дону «Феникс» 2009.
31.
Шувалова И.Н. /Шишкин. Русские живописцы 20 века/ СПБ. художник
России 1993.

Список литературы для учащихся (родителей)
1.
Бесчастнов Н.П. /Графика пейзажа/ М: Владос 2005.
2.
Долженко Г.И. /100 оригами/ Ярославль: Академия развития 2002.
3.
Дубровская Н.В. /Природа/ Санкт-Петербург: Детство-пресс 2006.
4.
Евстратова Е.Н. /Репин/ М: Олма 2007.
5.
Жукова Л.М. /Азбука русской живописи/ Ростов на Дону: Белый город 2004.
6.
Казакова Р.Г./Рисование с детьми/ М: Сфера 2006.
7.
Новацкая М. /Пластилиновые секреты/ Санкт-Петербург: Питер 2012.
8.
Пришвин М./Лисичкин хлеб/ М: Детская литература 1987.
9.
Румянцева Е. /Аппликация. Простые поделки / М: Айрис пресс 2014.
10.
Синеглазова М.О. /Распишем ткань сами/ М: Профиздат 2001.
11.
Соколов-Микитов/Дружба зверей/ М: Детская литература 1984.
12.
Соколов-Микитов/Заячьи слѐзы/ М: Малыш 1991.
13.
Телешов Н. /Крупеничка/ М: Малыш 1990.
14.
Толстой Л.Н. /Пожарные собаки/ М: Малыш 1986.
15.
Чарушин Е. /Птичье озеро/ Санкт-Петербург: Акварель 2013.
16.
Шкицкая И.О. /Аппликация из пластилина/ Ростов на Дону: Феникс 2009.
Шувалова И.Н. /Шишкин/ Санкт-Петербург: Художник России1993


Наверх

На сайте используются файлы cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.